Вязание арматуры для фундамента технология

Технология вязки и укладки арматуры в фундамент. Вязка арматуры крючком, машинкой, шуруповертом

Фундамент здания подвергается высоким нагрузкам. В большинстве случаев прочность материала – бетона, кирпича, недостаточная, чтобы компенсировать подвижки почвы или пучение. Чтобы усилить основание, выполняется укладка арматуры в ленточный фундамент, монолитный и даже свайный.

  1. Правила и схемы вязки арматуры
  2. Ленточный фундамент
  3. Плитный фундамент
  4. Ростверк
  5. Столбы и сваи
  6. Этапы укладки арматуры
  7. Способы вязки арматуры
  8. Преимущества и недостатки соединения сваркой
  9. Плюсы и минусы соединения методом вязки
  10. Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами
  11. Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними
  12. Как правильно вязать арматуру крючком?
  13. Специальный пистолет для вязки
  14. Использование шуруповерта с крючком

Правила и схемы вязки арматуры

Укладка арматуры и крепление зависят от конструкции фундамента. Для разных оснований схемы используются разные.

Ленточный фундамент

Выполняя расчет армирования для него и разработку схемы соединения, необходимо учитывать:

  • каркас ставят на бетон на вертикальные стержни;
  • прямые прутки укладывают с нахлестом в 20–25 см;
  • соединения с нахлестом должны быть разнесены в разбежку;
  • сечение проволоки выбирают по глубине фундамента – не менее 0,1%;
  • каркас не соприкасается с опалубкой.

Каркас считается конструкционным элементом для фундамента, поэтому испытания под нагрузкой не проходит. Его задача: предупредить смещение при растяжении или нагрузке на изгиб, а не увеличить несущую способность.

Вязаная арматура в ленточном фундаменте

Плитный фундамент

Каркас для фундамента монолитного представляет собой 2 сетки – верхний и нижний пояс, связанные из арматурных стержней.

Арматурный каркас из 2-х сеток

Можно использовать готовые сетки с ячейками нужного размера.

Особенности следующие:

  • верхний и нижний пояс связывают между собой П-образными стальными хомутами. Связки в торцах исключаются;
  • если плитный фундамент имеет толщину не более 15 см, допускается установка только 1 сетки;
  • устанавливают каркас обязательно на подбетонок. Следят за тем, чтобы арматура не соприкасалась с опалубкой;
  • сторона ячейки не более 40 см.

Ставят сетку на любые конструкции с лапками опирания – пауки, лягушки, столики. Если нет готовых, такие детали делают своими руками.

Важно знать, что сгибать арматуру путем нагревания газосваркой запрещается. Используют только механические приспособления.

Ростверк

Ростверк – монолитная лента, соединяющая бетонные сваи фундамента. По конструкции она напоминает ленточный фундамент, что часто приводит к ошибкам.

При армировании ростверка нужно учесть:

  • ростверк не поддается сборным нагрузкам, так как отделен от земли. На него действует только изгибающий момент на участках, где стойка защемляется в балки;
  • стандартный каркас для ростверка нужно укрепить. Возле колонн дополнительно армируют верхний пояс, а нижний – на всем протяжении;
  • использовать для армировки можно только стальные стержни.

Способы крепления применяют разные: каркас сваривают, связывают проволокой.

Столбы и сваи

Бетонный свайный фундамент также нуждается в армировании. Каркас столбов связывают с конструкцией в ростверке, как с нижним, так и с верхним поясом.

Особенности сооружения, следующие:

  • каркас выполняется как круглого, так и квадратного сечения;
  • в каждом столбу укладывают не менее 4 прутков;
  • при щитовой опалубке допускается брать только прямоугольные хомуты;
  • бутобетонные столбы армируются только в верхней части.

Для соединения чаще используют скрутку и связку проволокой.

Этапы укладки арматуры

Основание дома обычно выполняют из бетона. Это прочный и надежный материал, который, тем не менее, не слишком устойчив к нагрузкам на сжатие и растяжение. Повышать прочность и массу фундамента не имеет смыла. Правильным является улучшить его жесткость, то есть создать дополнительный каркас. Именно этот эффект и обеспечивает вязка арматуры.

Выполняется усиление в определенной последовательности:

  1. В первую очередь, выбирают схему укладки. Арматурные стержни и сетка в итоге должны оказаться в глубине бетона и не контактировать с грунтовыми водами. Разместить их следует максимально равномерно, чтобы каркас распределял дополнительную нагрузку на весь фундамент.
  2. Конструкцию собирают отдельно. Каркас представляет собой ряд прямоугольных рамок. Размеры их таковы, что после установки контур оказывается на расстоянии 10 см от дна, верха и боковых сторон опалубки. Количество рамок зависит от длины периметра. Дистанция между контурами оставляет 50 см, может быть и меньше.
  3. К уголкам рамки приваривают продольные стержни, соединяющие контур в одно целое. Диаметр прутка зависит от величины предполагаемой нагрузки. Фиксировать стержни можно не только сваркой, но и вязальной проволокой.
  4. Армирование углов выполняют с помощью Г-образного железного хомута или нахлеста и лапки. Нахлест составляет не менее 60–70 см.
  5. Перед заливкой фундамента каркас опускают в опалубку и фиксируют: ставят на подпорки из кирпича или камня. Укладывать лучше сегментами.

Армирование и вязка углов фундамента Г-образными хомутами

Количество стержней и сетки зависит от типа основания и его размеров. В ленточный фундамент потребуется больше арматуры, чем для усиления свайного. В последнем случае армировать нужно только ростверк.

Способы вязки арматуры

Существует несколько методов скрепления прутков и сетки своими руками:

  • сварка рамок и стержней;
  • вязка проволокой;
  • соединение на пластиковые хомуты.

Способы вязки арматуры выбирают исходя из характера фундамента и собственных возможностей. Для сварки нужно уметь работать со сварочным агрегатом, в то время как проволока – инструмент, доступный начинающему строителю.

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Связка арматуры для фундамента сваркой – метод надежный и эффективный.

Вязание арматуры для фундамента: правила и схемы

Арматура в фундаменте выполняет важную роль — не позволяет конструкции разрушаться при изгибе. Для соединения стержней между собой можно воспользоваться одним из двух методов: вязка или сварка. Первый способ наиболее предпочтителен, хоть и требует больших трудозатрат. Чтобы грамотно выполнить вязание арматуры нужно ознакомиться с технологией выполнения работ.

Правила и схемы вязки

Соединение стержней между собой таким методом можно выполнять тремя способами: пистолетом, крючком или плоскогубцами. Первый вариант позволит сделать все без лишних трудовых и временных затрат, но потребует наличия специальной техники и способности обращения с ней.

Крючок для вязки арматуры.

Для вязки арматуры используют вязальную проволоку. Хомуты нужно выбирать в соответствии с ГОСТ «Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия». Материал должен пройти обработку обжигом, которая позволит увеличить гибкость и упростить работу по вязке каркаса из арматуры. При этом прочность хомутов для соединения не уменьшается, что позволяет не беспокоиться о надежности. При диаметре арматуры для фундамента не более 16 мм рекомендуется применять проволоку сечением 1,2-1,4 мм. Хомуты меньшего размера не смогут гарантировать прочность соединения, поэтому их складывают в несколько раз. При этом важно помнить, что чем толще проволока, тем сложнее ее будет изогнуть.

При работе со специальным пистолетом проблем не возникает, но при частном домостроении к его помощи прибегают редко. Чаще строители выбирают вязальные крючки. Чтобы выполнить соединение нужно действовать по следующей схеме:

  1. Подготавливаются исходные материалы. В данном случае необходимо нарезать вязальную проволоку на части длинной 20-25 см каждая и сложить их вдвое.
  2. Проволоку слегка изгибают и подводят диагонально под пересечение прутков, которые нужно соединить.
  3. Крючок для вязки арматуры заводят в петлю, образовавшуюся при складывании проволоки пополам. Инструментом также зацепляют и второй конец крепежной детали. Для того чтобы конец не соскочил с крючка, его загибают. При этом продевать проволоку через петлю не нужно.
  4. Крючок вращают по часовой стрелке, закручивая тем самым проволоку (петлю и концы) до упора. Важно контролировать усилие, чтобы проволока не повредилась и не порвалась. Чтобы соединение было надежным достаточно ограничится тремя-четырьмя оборотами.
  5. После выполнения соединения нужно аккуратно вытянуть крючок из петли и переходить к следующему участку.

Схема вязки арматуры.

Такая технология применяется при необходимости соединить два стержня расположенных перпендикулярно друг другу. Особенно много таких участков в плитных фундаментах, где армирование производится сетками.

Могут возникнуть сложности при использовании гладкой арматуры класса А240. В данном случае хомуты могут свободно передвигаться, что приводит к снижению надежности соединений и смещению узлов сетки. Нормативные документы не рекомендуют применять для несущих конструкций стержни ниже класса А240, поэтому при соблюдении норм, таких проблем не возникает.

Чтобы упростить работу можно изготовить шаблоны для вязки. Эти элементы работают по принципу верстаков. Для изготовления берут деревянные заготовки шириной 30-50 см и длиной до 3 метров. На них просверливают пазы и отверстия, в которых позже будут зафиксированы стержни. Заранее потребуется разложить отрезки вязальной проволоки.

Подробнее о способах соединения арматуры читайте здесь.

Вязка арматуры для ленточного фундамента

При армировании конструкции важно соблюдать все требования. Ленту следует усиливать каркасами. Схема включает в себя следующие виды армирования:

  • Рабочее. Принимается в зависимости от поперечного сечения фундамента и нагрузки на него. Для частных домов назначается только исходя из размеров ленты. Общая площадь сечения стержней вычисляется как 0,1% от поперечной площади армируемой конструкции. При этом важно учитывать минимальное значение, которое для ленты с длиной стороны менее 3 м составляет 10 мм, а для остальных случаев 12 мм.
  • Поперечное конструктивное. Минимальный диаметр составляет 6 мм.
  • Вертикальное конструктивное. При высоте ленты менее 80 см должно быть не менее 6 мм, в остальных случаях — 8 мм.
Читайте также  Технология нанесения фактурной краски

При укладке каркаса учитываются правила по защитному слою арматуры, который согласно «Пособию по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого бетона без предварительного напряжения» принимается равным:

  • 40 мм для рабочего армирования при наличии бетонной подготовки, 70 мм при ее отсутствии;
  • 35 мм для конструктивного армирования при наличии бетонной подготовки, 65 мм при ее отсутствии.

Сборку каркаса ленточного фундамента можно выполнять двумя способами: в котловане или траншее и на поверхности. Проще всего контролировать точность и качество соединений при втором методе. После того, как все элементы армирования будут соединены, каркас опускают в выемку и устанавливают в проектное положение. При работе важно учитывать минимальный нахлест стержней при соединении по длине, который составляет 20 диаметров арматуры, но не менее 250 мм. Важно предусмотреть дополнительное усиление на углах ленты. Существует несколько схем для выполнения таких соединений (внахлест, с использованием дополнительных деталей), при этом шаг поперечного армирования уменьшают вдвое.

Одна из возможных схем армирования угла ленточного фундамента.

Подробнее о том как правильно армировать ленточный фундамент читайте здесь.

Вязка арматуры для плиты

Плитный фундамент согласно упомянутому выше пособию армируют из такого расчета, чтобы общее сечение арматурных стержней в одном направлении составляло 0,3% от площади сечения плиты, диаметр стержней не менее 10 мм (12 мм при длине стороны более 3 м). При этом важно учитывать высоту конструкции. Если она составляет 150 мм и менее, то вяжут одну сетку, в остальных случаях потребуется уложить армирование в два ряда, предусмотрев между ними вертикальные хомуты.

Работу по сборке арматурного каркаса выполняют в следующей последовательности:

  • Проверяют соответствие формы для заливки (опалубки) проектным размерам. Она должна быть установлена с соблюдением привязки к осям.
  • Укладывают первый ряд армирования в одном направлении. Чтобы обеспечить защитный слой бетона используют специальные пластиковые фиксаторы. При необходимости наращивания арматуры по длине учитывается минимальный нахлест, который составляет 40 диаметров стержней. Перпендикулярно уложенным прутам устанавливают поперечные, которые не отличаются от первых по шагу и диаметру. Выполняют соединение перекрестий методом вязки.

Специальный пластиковый стакан обеспечивает защитный слой.

Паук из арматуры диаметром 8 мм.

С торцов плита армируется П-образными хомутами.

Подробнее о том как правильно армировать плитный фундамент читайте здесь.

Вязка арматуры ростверка

Технология здесь схожа с ленточным фундаментом. Отличие лишь в том, что потребуется изменить схему армирования в узлах сопряжения ростверка и отдельно стоящей опоры. Железобетонный ростверк может устанавливаться для различных фундаментов:

  • железобетонных столбчатых;
  • буронабивных свай;
  • винтовых свай.

Во всех случаях закрепление ленты и опоры выполняется с помощью выпуска арматуры. При этом каркас вяжут так, чтобы два прута соединяли сваю с нижним поясом, а два с верхним. Присоединение только к нижнему ряду — неправильное. Армирование на углах и местах примыкания стен выполняется так же, как для ленточной конструкции.

Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.

Подробнее как правильно армировать железобетонный ростверк здесь.

Если изготовление каркаса выполняется не самостоятельно, а приглашается бригада строителей, недобросовестные работники могут предложить заменить вязку сваркой. Соглашаться на это не стоит. Эта попытка снизить трудоемкость процесса и повысить скорость производства работ может привести к снижению прочности стержней в местах соединения и преждевременной коррозии арматуры.

Совет! Если вам нужны строители для возведения фундамента, есть очень удобный сервис по подбору спецов от PROFI.RU. Просто заполните детали заказа, мастера сами откликнутся и вы сможете выбрать с кем сотрудничать. У каждого специалиста в системе есть рейтинг, отзывы и примеры работ, что поможет с выбором. Похоже на мини тендер. Размещение заявки БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает. Работает почти во всех городах России.

Если вы являетесь мастером, то перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь в системе и сможете принимать заказы.

Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила, каркас под фундамент

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

Содержание статьи:

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Как правильно вязать и гнуть арматуру для фундаментов: технология монтажа

Во всех современных фундаментах строительство не обходится без применения арматуры – соединенных между собой металлических прутьев, которые воспринимают растягивающие напряжения при использовании совместно с бетоном. Каркас создает вертикальный и горизонтальный пояса, служит для увеличения прочности конструкции и равномерного распределения нагрузок.

Если арматура будет слабо или неправильно связана она расползется, чем нарушит целостность фундамента. Это повлечет медленное его разрушение. Связать прутья между собой достаточно просто, но как правильно вязать арматуру для фундамента, хорошо знают специалисты узкого профиля. Схема связки каркаса практически одинаковая для всех типов оснований, кроме столбчатого деревянного или металлического, где формируется каркас поверх оголовка сваи с помощью арматуры или балок. Они соединяются с оголовком и свариваются, при этом приходится гнуть прутья или катанку под конкретно заданным углом.

Три метода обвязки арматурного каркаса

Для формирования металлического каркаса основания применяется три метода обвязки:

  1. Сварка. На первый взгляд, сварка – это самый простой и эффективный способ соединить арматуру, но на практике все выглядит иначе. Во время сварочных работ металл нагревается до высоких температур и деформируется, а это частичная потеря жесткости. Также приходится нанимать профессионального сварщика, который знает о свойствах металла, сможет не пережечь его, а это дополнительные финансовые расходы. Также существует риск разрушения места сварки во время работы промышленного вибратора. Возникают сложности, если гнуть металл неподалеку от места сварки.
  2. Соединение с помощью гнутой проволоки или пластиковых хомутов (стяжек). Этот метод популярен среди многих застройщиков, так как соединение можно сделать своими руками в считанные минуты. Если применяется гибкая проволока, то для соединения звеньев нужно использовать специальный инструмент. Пластиковые хомуты надежнее проволоки, но стоят дороже. Схема соединения аналогичная, только тогда приходится гнуть прутья под необходимым углом.
  3. Внахлест. Этот метод подразумевает соединение арматуры внахлест с дальнейшей фиксацией проволокой. Практикуется больше для горизонтальных поясов, сделанных из сетки, а внутри соединения используется вертикальный гладкий прут.

Любой из вышеперечисленных методов можно реализовать своими руками. При этом приходится гнуть металл, что сделать достаточно проблематично, учитывая жесткость арматуры и ее минимальный диаметр для горизонтальных поясов от 12 мм.

Вязание арматуры своими руками

При всем многообразии специализированного строительного инструмента, не все частные застройщики имеют возможность его купить или взять в аренду. Для вязки прутьев не требуется дорогостоящего инструмента, ее к тому же можно сделать своими руками.

Для этого необходимо приобрести стальную вязальную проволоку. Она достаточно гибкая и прочная, имеет диаметр 2—3 мм. Чтобы ее согнуть, придется использовать пассатижи или специально сделанный крючок, который впоследствии закручивается вокруг арматуры и фиксирует ее. Некоторые умельцы выполняющие армирование своими руками иногда используют шуруповёрт, как более простой и легкий способ вязки. Если вязать с помощью проволоки, то для этого потребуется:

    Один из вариантов вязки каркаса основания с применением крючка. Умельцы иногда используют шуруповерт, как более лёгкий способ вязки прутьев арматуры своими руками.

отрезать кусок проволоки длиной около 30 см. Можно и больше, если ее не жалко, но концы будут мешать (включая лишние отходы);

  • затем сложить проволоку пополам, чтобы увеличить жесткость и прочность;
  • согнуть её по диагонали вокруг арматурного соединения и сделать небольшую петлю;
  • в петлю установить крючок и равномерно, без лишних усилий, крутить по часовой стрелке, пока не станет тяжело оборачивать, или соединение станет достаточно прочным. Главное, не использовать силу, так как проволоку легко порвать и потом придется все начинать сначала;
  • концы проволоки отрезать плоскогубцами и выбросить.
  • В случае армирования столбчатого фундамента арматурный каркас можно согнуть и затем фиксировать на оголовках специальными зажимами. Некоторые производители уже поставляют металлические или деревянные сваи со специальными зажимными скобами и муфтами. В таком случае достаточно выгнуть прут и вставить его в скобу. Скобу зажать и сверху проварить, сделать все это можно своими руками, используя минимум инструмента. В случае применения гладкой арматуры процесс вязки более трудоемкий, так как крюки будут постоянно отгибаться и без подручного специализированного инструмента не обойтись, как и без сторонней помощи.

    Вязку арматурного каркаса для плитного монолитного фундамента лучше делать из нескольких поясов. Для горизонтального яруса используются спиральные прутья сечением до 16 мм, а для вертикальных звеньев – гладкая до 10 мм. При установке нижней сетки рекомендуется использовать пластиковые компенсаторы, которые создадут равномерный шаг. Затем при вязании вертикальных прутьев важно не забыть вывести их за пределы фундамента, ввиду того, что с ними соединятся несущие стены.

    Использование пластиковых хомутов-стяжек для вязания более дорогой вариант замены проволоки, но хомуты (стяжки) можно найти в любом хозяйстве. Принцип обвязки аналогичен, но пластик для стяжек менее прочный. Поэтому силу при монтаже лучше не применять. Самые популярные хомуты со специальным сердечником на конце стяжки, с их помощью крепятся кабеля и трубы на вертикальные поверхности. Пластик отлично показал себя при вязке своими руками в теплую погоду, в морозы он быстро теряет эластичность и лопается.

    Обвязка арматуры для фундамента по всем правилам

    Вязать арматуру вполне реально, используя подручные средства. Но стоит отметить, что правильное связывание прутьев между собой не гарантирует соблюдение всех строительных норм и качественного монтажа. Так как схема вязки каркаса зависит от типа фундамента, его размеров, толщины и типа используемого материала. Поэтому нужно учесть несколько ключевых правил:

    1. Если в качестве арматурного каркаса будет использоваться сетка, тогда обвязку нужно делать внахлест.
    2. Учитывая тип и сечение арматуры, необходимо рассчитать длину перепуска в местах соединения.
    3. Гнуть прутья нужно строго под определенным углом и равномерно.
    4. Учитывается марка бетона и условия работы в месте соединения. Минимальная длина перехлеста не менее 25 см.

    Если армирование проводится на высоте от 3 метров, тогда без строительных лесов или подмостки не обойтись. Технология обвязки получается более сложная, ввиду существующих правил безопасности при высотных работах. Обвязка проводится в три этапа:

    1. Сначала подготовить арматуру, подвязать к ней стропы.
    2. Поднять на необходимую высоту, выровнять и уложить в пластиковые направляющие.
    3. Связать прутья по любой перечисленной технологии.

    Высотные работы нужно проводить только с несколькими рабочими одновременно, обеспечить страховку и контролировать процесс подъема прутьев с дальнейшей их установкой на указанные места. Делать это своими руками без страховки категорически запрещено.

    Стоимость обвязки относительно невысокая, так как мастера могут обработать несколько квадратных метров каркаса за час. А при применении специальных вязальных инструментов, еще быстрее. А качество вязки прутьев и соответствие всем строительным нормам они гарантируют, тем более что гнуть прутья будут специальными щипцами.

    Технология соединения прутьев арматуры для фундамента: как правильно и чем вязать, строительные нормы

    Обеспечение надежного соединения прутьев каркаса фундаментов считается важным требованием технологии его заложения, ошибки на этом этапе приводят к ослаблению, смещению или ускоренному разрушению конструкций.

    При работе не свариваемыми марками арматуры нужный эффект достигается лишь при обвязке узлов проволокой или хомутами. Что нужно знать, чтобы выполнить работу быстро и качественно — читайте далее.

    Правила и требования

    Основное внимание уделяется выбору правильного типа и сечения арматуры, составлению схемы и заложению достаточного нахлеста на углах, зонах повышенных нагрузок и перехлестах прутьев. По строительным нормам:

    • Соединения равномерно распределяются по всему каркасу с максимальным отступом друг от друга в 61 см.
    • Арматурные стыки не размещаются на углах и аналогичных высоконагружаемых участках каркаса. Исключение делается при нахлесте арматуры не менее 90 диаметров от сечения прутьев.
    • В одном узле стыковки соединяется не более 50% всех прутьев.
    • Места анкеровки укрепляются дополнительной поперечной арматурой, включая гладкую.
    • Все крестообразные перехлесты обвязываются хомутами или проволокой.

    Последнему требованию уделяется особое внимание: именно обвязка делает каркас монолитным и исключает риски смещения прутьев как на этапе заливки и отвердевания бетона, так и в ходе эксплуатации конструкции.

    Инструменты, их плюсы и минусы

    Для упрощения и ускорения работ используются:

      Ручной вязальный крючок, купленный в магазине или сделанный своими руками.

    Несмотря на простоту и сравнительно медленную скорость этот инструмент считают самым удобным и универсальным.

    После подбора крючка с нужным загибом и пары проб на выходе всегда получается надежное соединение, вне зависимости от удобства доступа к узлу.

  • Винтовой полуавтоматический вязальный крючок с ручкой, вращающейся и затягивающей проволоку при натягивании наконечника. Этот инструмент стоит купить при больших объемах работ и ограниченном времени и бюджете (стоя в разы дороже обычного, полуавтоматический крючок все же дешевле пистолета).
  • Шуруповерт с насадкой из изогнутого гвоздя, электрода или проволоки толщиной около 4 мм. Применение шуруповерта существенно ускоряет работы, но работа с ним требует сноровки и постоянного контроля. По понятным причинам для обвязки лучше подходит модель на аккумуляторах и возможностью регулировки частоты оборотов.
  • Автоматический крючок-пистолет, заправляемый катушками с цельной проволокой, обвязывающий узлы за доли секунды. Из-за высокой цены его применение оправдано лишь при большом числе соединений (от тысячи и более), при желании пистолет берется на прокат.

    К надежности получаемых соединений нет претензий, к минусам пистолета относят лишь цену, потребность в специальных катушках (некоторые импортные модели могут сломаться при заправке обычной проволокой) и невозможность связки узлов в труднодоступных местах. Помимо этого, пистолет не используется при соединении прутьев нестандартного диаметра.

  • Клещи, выбираемые при небольшом числе соединений.
  • Как изготовить крючок своими руками?

    Профессионалы сами делают несколько ручных крючков разного размера, с удобным для себя изгибом и ручкой. Небольшие крючки делают из электрода или прочной проволоки толщиной в 4 мм (после зачистки поверхности пруток несколько раз загибается плоскогубцами).

    Самодельные крючки для обвязки более толстой проволоки изготавливаются из куска арматуры сечением до 10 мм и длиной не более 50 см, старой ручки (в идеале – деревянной или пластиковой), 2 гаек, стопорных шайб или подшипников. Пруток стоит взять рифленый, потраченное на зачистку выступов время окупается прочностью стали.

    Для придания рабочей части нужной формы используются пассатижи, угол двух изгибов подбирается опытном путем и варьируется от 90 до 140 °. При желании изгиб крючка меняется, но оба загиба в любом случае выполняются в одной плоскости.

    Способы вязания

    Инструмент и технология вязки зависят от числа соединений и опыта работника. Несколько узлов проще обвязать клещами или крючком, в остальных случаях стоит рассмотреть варианты с арендой или приобретением автоматического и полуавтоматического инструмента.

    Крючком

    При захвате петель проволоки любыми видами крючков соблюдается ряд общих правил, включая:

    • Нарезку кусков проволоки с учетом сечения самой арматуры и способа соединения. На сложные петли и толстые прутья потребуются куски длиной до 30-40 см, при обвязке прутьев стандартного сечения и обычных захватах – 15-20. Удобную для себя длину стоит проверить заранее.
    • Складывание отрезка пополам и как минимум однократное оборачивание вокруг прутьев.
    • Зацепку и протягивание крючком свободных концов проволоки, при необходимости – с придерживанием.
    • Быстрое оборачивание первых поворотом и медленное – последних.
    • Обязательную проверку надежности соединения.

    Важно! Надежность узла проверяется не натягиванием самой вязальной проволоки, а давлением на соединяемые стержни. При правильной затяжке каркас и отдельные прутья не смещаются.

    Из видео узнаете о том, как быстро и правильно вязать арматуру крючком:

    Простой узел

    При выборе этого варианта:

    1. кусок проволоки длиной в 15-20 см сгибается пополам, загибается петлей на конце и засовывается под арматуру;
    2. после этого крючком захватывается конец и делается один оборот;
    3. далее петля затягивается и прокручивается крючком до конца.

    Обратите внимание! Способ ценится за простоту и надежность, но требует контроля за свободными концами проволоки на шаге первой прокрутки.

    «Мёртвый узел»

    Данный способ обвязки выбирается при сборке каркасов с большим количеством хомутов, характерных для балок, колон и выступов. К плюсам соединения прутьев «мертвым узлом» относят надежность, к минусам – относительно высокий расход проволоки (до 40 см в сравнении с обычными 15-20) и сложность, способ требует определенной сноровки и практики.

    При такой обвязке пошагово:

    1. куски проволоки длиной в 20-40 см складываются вдвое;
    2. проволока направляется петлей вперед, под низ прутьев, слева от хомута или изогнутого участка — по краям должно остаться около 3-4 см;
    3. все той же петлей проволока заводится наверх хомута и загибается под низ прутьев;
    4. крючок вставляется в петлю, цепляет свободные концы и проворачивается несколько раз, вплоть до обрыва или полного зажатия проволоки.

    Пистолетом

    При использовании этого инструмента важно заранее проверить правильность схемы армирования, зафиксированные пистолетом узлы практически невозможно развязать.

    Схема действий простая – заправленный проволокой пистолет направляется на узел стыковки и нажимается курок. На все действия уходит не более 1-2 с.

    После прохода всех открытых участков отдельные труднодоступные узлы могут обвязываться с помощью другого инструмента.

    Шуруповёртом

    Основное внимание уделяется выбору самого шуруповерта, в идеале на начальных этапах этот инструмента работает на чуть более высоких оборотах, в конце затяжки – на нижних. В качестве насадки используется обычный гвоздь, изогнутый под прямым углом, другие правила вязки не меняются.

    Клещами

    Преимуществом этого способа считается экономия проволоки: последняя не разрезается на куски, а наматывается в небольшие клубки, придерживаемые нерабочей рукой. Схема действий простая – один конец просовывается под прутья, второй захватывается клещами. После соединения обоих концов в губках, клещи проворачиваются 1-2 раза, излишки откусываются.

    На заметку. Скорость вязки при использовании клещей зависит от профессиональных навыков, но в целом этот способ лучше подходит для соединения небольшого количества узлов (в противном случае руки просто устают).

    Узлы и скрутки — схемы

    Приемы обвязки прутьев бывают разными и зависят от типа узла и угла доступа. Как правило, при ручной обвязке:

    1. Участки соединения горизонтальной арматуры между собой обвязываются диагональными двойными петлями, с 2-3 прокруткой концов вплоть до исключения люфтов.
    2. Узлы соединения вертикальной и горизонтальной арматуры фиксируются крестообразными или взаимно диагональными петлями. Концы прокручиваются не менее 3, но не более 5 раз.

    Материалы для вязки и их выбор

    Для соединения и фиксации прутьев используются:

    • Обожженная или оцинкованная проволока с диаметром в пределах 1,2-1,4 мм (более тонкие марки рвутся, толстые – сложнее закручиваются).

    Исключение делается для каркасов из прутьев с сечением в 16-18 мм, обвязываемых проволокой толщиной в 1,6 мм (10% от диаметра самой арматуры). При толщине стержней более 18 мм, что в целом встречается редко, вязальную проволоку проще удвоить.

  • Винтовые муфты, удерживающие арматуру с сечением свыше 25 мм.
  • Пластиковые хомуты, достаточно надежно фиксирующие каркас при малых и средних динамических нагрузках и оптимальные при вязке композитных видов арматуры.
  • Клипсы из прочного пластика, перпендикулярно скрепляющие прутья композитной арматуры.
  • Фиксаторы арматуры – закладные элементы из полимера, обеспечивающие достаточную толщину бетонного слоя и удерживающие стержни в нужном положении.
  • Справка. Универсальным соединительным материалом признана мягкая, но прочная проволока. Для ускорения работы она разрезается на отрезки длиной в 25-30 см или вставляется в пистолеты в специальных катушках.

    Средний расход проволоки на армирование 1 м 3 составляет 75 п.м, при работе с автоматическим пистолетом или отсутствии навыков это значение увеличивается. Пластиковые хомуты при всех своих преимуществах считаются менее надежными при высоких динамических нагрузках и требуют особого внимания при заливке большой массы раствора или уплотнении бетонов глубинными вибраторами.

    Средняя цена за работу

    Ориентировочные расценки на сборку и обвязку каркаса из отдельных стержней проф.бригадами составляют 3000-3300 руб./м 3 . При сложной конфигурации объекта стоимость работ может увеличиваться.

    При работе с готовыми сетками или укладке однорядных каркасов стартовые цены на армирование горизонтальных конструкций составляют 150 руб./м 2 , вертикальных – 180.

    Аренда профессионального пистолета для вязки обходится в 800-100 руб./сутки при оставлении залоговой стоимости в 25000-30000 рублей.

    Заключение

    В заключение стоит отметить, что работы по ручной вязке каркаса существенно ускоряются при предварительной подготовке всех материалов (а именно – нарезке нужного количества отрезков проволоки и их сгибе пополам) и инструмента. Для обвязки прутьев с неоднородным сечением стоит использовать крючки разного размера.