Классификация вагонки по сортам

Классификация вагонки по сортам

Вагонка является прекрасным пиломатериалом для облицовки помещений. Она великолепно подчеркивает естественную красоту интерьера, вносит природные мотивы, делает дом теплым и уютным. Самое главное при ее выборе — класс изделия. Если ориентироваться на него, то можно сэкономить не в ущерб декору: помещения останутся все такими же комфортабельными, но за меньшие деньги.

Вагонка в высоком разрешении

Сортовая разновидность вагонки

Первоначально материал производится по единой технологии. Затем отбирается по категориям, основываясь на наличии либо отсутствии определенных дефектов. Особое внимание обращают на заболонь, сучки, смоляные карманы, трещины, сколы и прочие поражения древесины. Одни из них — приобретенные по ходу механической обработки, другие — естественные, появившиеся в процессе развития растений.

Согласно ГОСТу, выделяют 4 разновидности вагонки:
высшего сорта — класс Экстра (Премиум);
первого сорта — класс А;
второго сорта — класс В;
третьего сорта — класс С.

Класс Экстра

Данный вид относится к числу самых дорогих и качественных изделий. Внешне не содержит ни малейших повреждений, пороков, дефектов. Как правило, такие массивы получаются методом сращения.

Вагонка класс Экстра

Без этой технологии вагонка премиум-класса стоила бы невероятно дорого, поскольку из цельного полотна на самом деле выходит чрезмерно мало подходящих досок. Они гладкие на ощупь, без сколов, трещин и сучков, поэтому не зря считаются элитными, достойными шикарных загородных интерьеров.

Подобные пиломатериалы производители нередко обеспечивают вакуумной упаковкой, чтобы минимизировать угрозу деформации при транспортировке. Дополняют специальными крепежами для простого и более удобного монтажа (таким образом вагонку не надо будет подгонять при установке).

Пример вагонки класс Экстра

Заводским надписям на коробке доверять не стоит: случается, что наверху лежат идеальные изделия, а под ними — низкокачественные. Поэтому при покупке попросите консультанта развернуть упаковку, чтобы лично удостовериться в сортности древесины.

Лучшее покрытие для данной категории — лак. Он защищает поверхность от повреждений и одновременно подчеркивает красоту текстуры, раскрывая ее неоспоримые достоинства.

Класс А

Данный отделочный материал во многом напоминает вагонку категории Премиум. Но, согласно пунктам ГОСТа, все же имеет определенные отличия по качеству производства. Хотя у некоторых компаний изделия этой группы могут оказаться не хуже тех, что представляют группу Экстра, а иногда и лучше их. Следовательно, при покупке осматривайте доски, ориентируясь на внешний вид товара.

Вагонка класс А

Обычно его отличает присутствие минимального числа дефектов. Сердцевина присутствует не более чем на 20% площади. Трещины несквозные, в несколько миллиметров, охватывают незначительный процент от общего объема. Вываливающихся сучков нет, черных — тоже. Гниль и синева отсутствуют.

В основном этот класс древесных материалов идет на лицевые отделочные процессы. Повреждения обрабатываются краской, а вся остальная поверхность покрывается бесцветным лаком. Он не только выгодно декорирует древесину, но и защищает ее, усиливая природное очарование. Подходят также воск и масла.

Преимущественная сфера применения вагонки А класса аналогична классу Экстра — облицовка жилых помещений.

Класс В

Производители еще применяют к нему термин «2 сорт». Такому пиломатериалу свойственно наличие существенных и видимых дефектов. Например, на досках после заводской обработки допустимо присутствие неострожки по торцам (в замковой зоне), что совершенно не сказывается на внешнем виде готовой работы.

Также могут просматриваться сучки, смоляные карманы, сердцевина и даже синева (ее объем не должен превышать 10% от общей площади). Вероятно наличие небольшой гнили (до 10%) и червоточин (до 3 единиц на погонный метр). Допустимая величина трещин, выбоин, вмятин и сколов — не более 3 см на каждый погонный метр поверхности. В то же время исключен их выход на торцевую часть.

Отделка помещения вагонкой класса В

Чтобы устранить явный брак, проводят затирку и покраску дефектов специально предназначенными составами. С этой целью используют однотонные или темные по цвету средства.

Данный класс пилорамных изделий — самый бюджетный и ходовой. Доступен широкому кругу потребителей. Чаще всего применяется для внутренних отделок всех типов помещений, включая подсобные.

Класс С

Количество механических повреждений и естественных дефектов на вагонке этой категории может достигать немалого числа. К ним относятся остатки от окорки, сердцевина, крупные сколы, сквозные трещины, почерневшие и выпадающие сучки.

Вагонка класса С

Нередко производители включают сюда откровенный брак, несмотря на то, что требования ГОСТа не позволяют делать подобное. Поэтому профессионалы высокого уровня нередко отказываются работать с таким сырьем, потому что на монтаж уходит гораздо больше сил и средств из-за необходимости исправлять недостатки, занимающие подавляющую часть поверхности.

Неудивительно, что из-за низкого качества древесные изделия класса С являются самыми дешевыми. Нуждаются в большом объеме дополнительных работ для приведения в надлежащий вид. Проблемны в монтаже и сложны в окраске. Область их применения — отделка подсобок и черновые процессы.

Разберемся в сортах вагонки

Любой строительный материал имеет свои разновидности. Качество зависит от множества факторов, среди которых плотность, устойчивость к повреждениям, долговечность и проч. Для изделий из древесины этот список заметно расширен, ведь неоднородность дерева, особенности сорта, проблемная обработка заметно влияют на способ и простоту обработки. Сорта вагонки используются для быстрой классификации материалов. Зная особенности каждого из них, можно быстро подобрать оптимальный строительный материал для выполнения конкретной задачи и при этом неплохо сэкономить.

Определение сорта производит специальный сотрудник технического отдела еще на стадии производства. Производя ряд тестов, этот человек сортирует готовую продукцию на 4 категории, которые позже поступят в продажу.

  1. Сорт вагонки: определение
  2. Особенности разных сортов деревянной вагонки
  3. Вагонка сорта Экстра
  4. 1й сорт или «Премиум»
  5. 2й сорт вагонки
  6. 3й-сорт вагонки
  7. Выбор оптимального материала для отделки
  8. Распространенные вопросы и ответы на них

Сорт вагонки: определение

В паспорте на товар из дерева присутствует несколько ключевых параметров, от которых зависит сфера применения материала:

  • Материал изготовления;
  • Тип замка;
  • Габариты;
  • Сорта вагонки.

Материал изготовления — порода дерева, которую использовали для распила. От нее зависит цвет естественный цвет, общие физические характеристики (прочность, надежность, возможность применения в помещениях с особым микроклиматом).

Тип замка указывает на особенность крепежа и возможность комбинировать данный отделочный материал с другими. Данный параметр может не указываться в паспорте. Доска из березы и липы с одинаковым замком и толщиной листа может быть использована для отделки стены попеременно — это допустимо для ряда проектов. Также тип замка влияет на внешний вид плоскости: расстояние между «берегами» впадин между доской. Ламели «Штиль», например, позволяют создать абсолютно ровную плоскость благодаря скрытому замку и креплению стык-в-стык.

Габариты — общие размеры изделия. Длина, ширина, толщина листа указываются в миллиметрах. Пример 150х15х2000 — соответственно, ширина, толщина, общая длина ламели.

Сорт вагонки — что это значит? Начнем с того, что сорт определяется исходя из уже обозначенных характеристик.

Ключевыми для определения являются порода дерева, габариты, качество распила, естественные характеристики листа: наличие сучков, трещин, сколов, проч.

Особенности разных сортов деревянной вагонки

Деревянная вагонка делится на 4 больших подтипа. Они могут носить разные названия, но суть остается прежней: от самой плохой до почти идеальной:

  1. С или 3й;
  2. В или 2й;
  3. А или 1й «Премиум»;
  4. «Экстра».

Также стоит отметить, что от сорта зависят не только внешний вид и простота монтажа, но также особенности эксплуатации, возможность установки в помещениях с уникальным микроклиматом, тонкости обработки, дальнейшего ухода. Подробный обзор необходимо начать от наиболее предпочтительной к откровенно плохой.

Вагонка сорта Экстра

Это практически идеальные листы из древесины средней плотности. Имеет красивый внешний вид, практически не имеет дефектов. Установка отличается простотой — собрать отделку стены при помощи скрытых скоб-кляймеров можно за несколько часов. Внешний вид такой вагонки, как правило, не портят гвоздями и саморезами. Экстра может использоваться для отделки любых помещений, ввиду своей устойчивости к влаге, температуре, бактериям. Дополнительная обработка подразумевает нанесение ровного слоя антисептика на водной основе, гидроизорлятора, финишного слоя декоративного лака, реже — цветной полупрозрачной краски.

Этот сорт выбирают для создания уникального дизайна жилого помещения: спален, гостиных, мест отдыха, реже — кухонь, бань, баров, бильярдных или других узкоспециальных помещений. Отделка служебных помещений древесиной высшего сорта нецелесообразна — стоимость одного куба такой отделки очень высока.

Это идеальный отделочный материал, который своими характеристиками превосходит большинство конкурентов.

1й сорт или «Премиум»

Главное отличие от ламелей Экстра в наличии крупных сучков и минимальных трещин. Вагонка такого типа также может быть использована для отделки жилых помещений любого типа. Перед ее установкой список необходимых защитных составов может пополниться специальной шпаклевкой по дереву, которой затирают наиболее опасные части ламели: вокруг сучка, в месте небольшой трещины.

Читайте также  Какой вагонкой лучше обшить баню изнутри?

Длина ламели может достигать 6000 мм. Ее вырезают из сердцевины крупных деревьев возрастом более 30-40 лет. Главное преимущество 1-го класса — возможность вырезать из доски фрагмент, ничем не уступающий Экстра. Если сучок или другое проблемное место располагается недалеко от конца доски, его можно отрезать ручной циркулярной пилой или лобзиком.

При отделке большого помещения со сложной геометрией (например — мансарда) комбинируют Экстра и Преимиум сорта вагонки, где более совершенные, с точки зрения эстетики, доски используют для плоскости стены, а Премиум разрезают на небольшие фрагменты, которыми зашиваются наклонные плоскости, стены за батареей. Из первого сорта можно быстро собирать мебель и фурнитуру. Разнообразные шкафчики будут иметь меньшую себестоимость, если использовать качественно разрезанную доску. Внешний вид не будет выделяться на фоне практически идеальных стен из Экстра.

Уход за таким покрытием предполагает регулярное мытье от грязи при помощи мыльного раствора. Покрывать ламели можно как бесцветным лаком, так и матовой краской. Именно сорт Премиум рекомендуется для отделки помещения, в котором предполагается использовать контрастные цвета. Темные оттенки хорошо скрывают сучки, при этом заказчик заметно экономит на стоимости материалов, а у мастера нет лишних проблем с установкой и подгонкой ламелей даже в проблемных местах.

2й сорт вагонки

Материал этого сорта уже имеет видимые изъяны в виде обилия сучков, трещин (до 3см длинной), сколов. Эта вагонка считается наиболее выгодной для отделки нежилых помещений — коридоров, кладовых, прихожих и т. д. Главная проблема такой вагонки в структуре дерева: допускаются сучки небольшого размера, которые считаются «проблемными». Через несколько лет эксплуатации, из-за процесса естественной сушки дерева, сучки могут буквально «выпадать», трещины — становиться больше.

Однако даже вагонка 2-го качества считается приемлемой для использования в квартире.

Она имеет хорошо вырезанные замки, ее сборка не доставит сложностей опытному мастеру.

С точки зрения декоративного использования, ламели 2-го сорта представляют интерес для дизайнеров благодаря необычному неоднородному узору, составленному из случайного чередования сучков, видимых волокон дерева и т. д. 2-й сорт является отходом от производства вагонки Премиум класса или выпиливается из внешнего кольца древесного ствола.

3й-сорт вагонки

Это наименее качественный тип, использование которого весьма ограниченно из-за крайне низких качеств. Помимо выпадающих сучков, в досках присутствуют:

  • Крупные трещины;
  • Сколы, неровности;
  • Неправильно пропиленный замок;
  • Чрезмерная кривизна доски;
  • Некрасивая фактура.

3-й сорт выпиливается из внешнего кольца древесного ствола, а значит, внутри доски твердая сердцевина может соседствовать с мягким внешним слоем, что неизбежно приведет или к крупным трещинам, или к чрезмерному кручению доски во время сушки. Монтировать такой материал на стену тоже не представляется легким — мастера часто отказываются от работы с материалом низкого качества ввиду невозможности приемлемой подгонки отдельных листов на стену.

Применение этой вагонки весьма ограничено. Технические помещения, склад, гараж, подвальное помещение — вот примерный перечень использования такого материала. Распилить третий сорт на небольшие фрагменты для замены доски 2-го сорта также не представляется возможным — проблемные места есть на всей длине доски.

Габариты третьего сорта — еще один параметр, сдерживающий заказчиков от приобретения.

Ламель длинной 6000 мм невозможно произвести — доска будет неизбежно гнуться или треснет во время транспортировки.

Выбор оптимального материала для отделки

Как ни странно, Экстра пользуется меньшей популярностью среди заказчиков и строителей, чем Премиум. Небольшие допуски на 1м сорта полностью компенсируются невысокой средней ценой за куб вагонки. Возможность покраски любым типом краски или лака, долгий срок службы, красивый внешний вид все же остаются главными параметрами для заказчиков.

Экстра идеально впишется в дизайн офиса серьезной компании или подойдет для дома крупного бизнесмена. Отделка комнат в квартире этим материалом также возможна. Примеры дизайна комнаты, отделанной разными сортами вагонки, можно увидеть в тематическом альбоме на нашем сайте.

Для отделки банных, бань, мансард и других помещений второго порядка лучше использовать 1-й сорт вагонки. При правильном покрытии защитными средствами доска обеспечит 15-20 лет верной службы даже в условиях частого перепада температур, повышенной влажности.

3-й сорт имеет толк брать только для помещений третьего порядка — небольших кладовок, сараев, гаражей. Это очень неблагодарный материал, и даже низкая цена не становится главным выбором для бюджетных заказчиков. Также стоит учитывать мнение мастеров, которые могут отказаться работать с низкокачественным материалом. Может оказаться так, что даже при закупке необходимого количества листов + 20 % на случай отхода или брака вагонки не будет достаточно для отделки помещения из-за проблем с подгонкой.

Распространенные вопросы и ответы на них

В: Можно ли смешивать вагонку 1-го сорта со 2-м?

О: В теории, да. Однако, с практической точки зрения, это не обязательно. Разница в цене между ними не большая, а потому лучше приобрести достаточное количество доски Премиум класса.

В: Какие сорта вагонки лучше выбрать для отделки потолка?

О: Все зависит от площади. Для потолка на балконе или лоджии неплохо подойдет даже 2-й сорт вагонки. Если резать ламели так, чтобы максимально убрать проблемные сучки, то покрытие справится со своей задачей отлично.

Но для большой комнаты лучше остановиться на 1-м сорте из легких пород дерева. Стоит учесть то, что лишний раз делать отверстие в потолке чревато последствиями, а вес самой конструкции должен быть минимальным. Тонкая вагонка 1-го качества отлично выполнит свою задачу.

Если стоит задача не выбиться из общего дизайна, и заказчик требует вагонку Экстра, то стоит закупить листы минимальной толщины, вырезанные из дерева мягкой породы. Подобрать оптимальный цвет можно с помощью специальной палитры древесины, или прокрасив установленные ламели темным оттенком.

В: Как можно быстро рассчитать необходимое количество разных сортов вагонки для отделки большого помещения?

О: Если комната имеет необычную геометрию, достаточно поочередно вносить параметры каждой стены или фрагмента в калькулятор и высчитывать необходимое количество доски для отделки. Стоит отметить, что большинство складов не станут поставлять отдельно 3-4 листа конкретного сорта для заказчика. Если и комбинировать вагонку — стоит остановиться на двух типах: 1й и 2й или 1й и Экстра.

В: Есть ли разница между сортом А и 1м?

О: Это просто особенность номенклатуры. Они ничем не отличаются, ведь стандарт доски для всех предприятий один.

При заказе вагонки из-за рубежа в паспорте, скорее всего, будет указана буква. При заказе в России — число.

Также иногда производители или дистрибьюторы путают вагонку Экстра и Премиум. Стоит внимательно изучить внешний вид товара на предмет сучков. Если их нет — это доска высшего качества. Если есть, но крупные — это Премиум. Если присутствуют мелкие сучки — стоит сразу же менять своего поставщика. Скорее всего, вас пытаются обмануть.

Классификация вагонки по сортам

Вагонка – обшивочная доска, полученная при распиловке и обработке древесины. Многообразие вариантов затрудняет выбор, а значимость для конкретного вида работ зависит от чистоты основания и поверхности. Для быстрой классификации используют представление о сортности отделочного материала. Имеет значение порода дерева, т. к. сорта вагонки из сосны, ели, лиственницы могут допускать разное число дефектов.

  1. Что означает «сорт» вагонки
  2. ГОСТы
  3. Виды дефектов
  4. Классификация материала
  5. Экстра
  6. Премиум
  7. Класс А
  8. Класс В
  9. Класс С
  10. Краткая сравнительная характеристика
  11. Выбор материала для отделки
  12. Стены и потолки на даче
  13. Отделка коттеджа внутри и снаружи
  14. Ориентировочная стоимость

Что означает «сорт» вагонки

Сорт вагонки определяется количеством дефектов и породой древесины

Сорт — это группа материалов с определенными признаками принадлежности (декоративными, качественными или полезными). Характеристики отличают серию от других экземпляров одного вида.

При отнесении вагонки к определенному сорту учитывают факторы:

  • материал, из которого сделана продукция;
  • тип изделия и замка;
  • размеры;
  • наличие дефектов в рамках допусков.

От материала (сырья) зависит вид обшивочной доски, внешний вид. Тип стыковки указывает на возможность сочетания с другими материалами, вероятность создания бесшовного покрытия. ГОСТы указывают допустимое число искривлений, сучков и других дефектов, наличие которых относит изделие к определенному сорту.

ГОСТы

Производители вагонки должны учитывать требования ГОСТ

Читайте также  Как красиво покрасить вагонку внутри дома?

В России в народнохозяйственных отраслях принята государственная система стандартов (ГСС). Такое разделение увеличивает эффективность применения стройматериалов, повышает качество самой продукции.

Различные стандарты отличаются сферами применения:

  • государственные (ГОСТ);
  • республиканские (РСТ);
  • отраслевые (ОСТ);
  • эталоны объединений и предприятий (СТП).

В нормативах указывают четкие признаки классификации по сортам. Допускается разработка ТУ каждым предприятием, но показатели для различия по сортам устанавливаются на основе стандартных требований ГОСТов.

Нормативы для определения класса вагонки по сортам изложены ГОСТ 8242 – 88. Также используют международные принципы стандартизации, приведенные в документах DIN EN 15.145 – 2006, DIN EN 14.519 – 2005, DIN EN 14.915 – 2006, DIN EN 68.126 – 1986-10.

Виды дефектов

Пороки и брак вагонки оценивают по количеству на 1 погонном метре ламели. По размерам оценивают зазоры при стыковке, трещины и перехлесты сверх нормы при соединении.

Параметры сортировки дефектов:

  • диаметр сучка находят в виде среднего значения минимального и максимального размера сечения;
  • червоточины и наколы меряют по наибольшему диаметру, принимают в штуках на п/м полоски;
  • трещины различают по протяженности;
  • смоляные карманы считают в штуках на погонном метре, указывают ширину и длину;
  • пятна, синеву, потемнения, грибковые поражения, плесень измеряют по ширине, длине, высчитывают площадь, указывают в процентах по отношению к общей квадратуре.

Дефекты боковых кромок измеряют расстоянием от края брака до кромки вагонки в миллиметрах. Покоробленность определяют линейкой по максимальному прогибу.

Классификация материала

Вагонку выпускают различной формы, размера, сечения.

В зависимости от этого различают виды:

  • Стандарт. Базовая основа имеет сечение в форме скошенной под углом трапеции с пазами на обратной стороне. Соединяется по типу шип-паз.
  • Евровагонка. Отличается более широким шипом для надежного крепления. После установки на плоскости просматриваются продольные углубления.
  • Штиль. Тип вагонки имеет скругленные углы, в остальном у этого вида нет разницы со Стандартом.
  • Софтлайн. Считается премиальной категорией для отделки дома. Ребра полос скруглены плавно, поэтому поверхность получается почти идеально ровной.

Американку применяют для создания эффекта «елочки» на фасаде. Ламели отличаются непараллельным расположением внешней и внутренней стороны, поэтому каждая доска обшивки устанавливается под небольшим наклоном.

Экстра

К сорту относят панели, на плоскости которых с двух боков не выявлено никаких дефектов.

Такой вид произвести трудно, несмотря на высокую стоимость:

  • легче вырезать необходимые куски материала из стволов дуба или сосны, т. к. породы не склонны к образованию сучков и гниению;
  • ель и березу используют реже — нужные размеры по длине трудно выбрать на бревнах, которые изобилуют сучками, отсюда повышенная стоимость вагонки.

Сорта вагонки: от А и до Я

Вагонка является одним из самых распространенных обшивочных материалов в современном строительстве. При этом для наружных работ используют металл или пластмассу, а внутри обычно применяют натуральную древесину. Однако свойства натурального материала не позволяют делать одинаковые изделия, что приводит к появлению такого понятия как сорта вагонки.

Они значительно различаются по своим техническим характеристикам и имеют свои допуски и параметры.

Столовая комната, выполненная из вагонки класса “Экстра”

Виды сортов

В настоящее время классификация вагонки производится в соответствии определенными данными, такими как:

  • сучки;
  • трещины;
  • смоляные кармашки;
  • засмолки;
  • сердцевина;
  • прорость;
  • окрас;
  • гниль;
  • синева;
  • обзол;
  • червоточина;
  • дефекты производства.

Совет! Необходимо уметь различать разные сорта данного материала, чтобы избежать обмана и выбрать качественный продукт за его реальную стоимость.

Вагонка класса “А”

В данных изделиях должен полностью отсутствовать дефект производства. Единственное что допустимо, это шероховатость поверхности, но только в небольшом количестве.

Также вагонка сорта А не должна содержать:

  • обзол;
  • червоточину;
  • синеву;
  • гниль;
  • прорость.

Окраска материала не должна быть больше десяти процентов от общей площади. При этом трещины и смоляные камушки допускаются только незначительные и не сквозные. Сучки у материала не должны выпадать, а их диаметр не должен превышать 15 мм. Черные сучки могут присутствовать в древесине данного класса, только если их диаметр не больше 7 мм.

Пример класса “А”

Вагонка класса “В”

Сорт вагонки В класса допускает присутствие значительного большего числа дефектов и повреждений. Одним из самых важных отличий этого вида является допустимость непрострожки на торце замковой части. Однако это не должно мешать сборке.

Также допускаются незначительные сколы, трещины, запилы и вмятины, но их величина не должна быть больше, чем 15 мм на 30 см погонного метра.

При этом глубина таких дефектов для данного класса должна находиться в пределах 0.5 мм, а готовое изделие может содержать:

  • засмолки;
  • сердцевины;
  • окраску;
  • прорость (на ширину не более 200 мм);
  • синева (не больше 10%).

Также изделие может иметь пластневые трещины, но без выхода в торец и не насквозь. Сучки же такая вагонка может иметь разного размера, но только при их белом окрасе. Черные и впадающие виды не должны быть больше 20 мм.

Пример класса “В”

Вагонка класс “С”

Вагонка сорта С является самой дешевой и имеет массу допусков по качеству и дефектам производства.

Она допускает наличие:

  • засмолки;
  • смоляных кармашков;
  • прорости;
  • сердцевины;
  • окраски;
  • синевы;
  • гнили;
  • червоточины;
  • обзола.

Также данный вид изделий может содержать практически любой тип дефекта производства, но только если его размер не будет более 15 от общей плоскости. При этом сучки могут присутствовать в такой вагонке без ограничений.

Пример класса “С”

Вагонка класса “Экстра”

Данный вид материала часто называют вагонка 1 сорта, хотя на самом деле его можно отнести к высшему классу или элитному типу. В нем полностью отсутствуют дефекты производства и деформации пород древесины. Именно поэтому этот класс считается самым лучшим и имеет довольно большую цену.

Многие производители поставляют его в специальной вакуумной упаковке, чтобы при перевозке он не деформировался, взаимодействуя окружающей средой. Также для данного типа качества предусматривают специальные крепежные зажимы, которые обычно входят в комплект поставки.

Совет! Не стоит доверять надписям на витрине магазина, качество материала необходимо проверять собственноручно.

Область применения в соответствии с классификацией

Каждая классификация вагонки по сортам имеет свою условную область применения и вид финишной обработки.

  • Класс “Экстра” — используют на ответственных участках строения, которые должны иметь безупречный внешний вид. При этом ее крепят только на специальные зажимы, чтобы не портить внешний вид и покрывают лаком. Для ее изготовления используют элитные сорта древесины, которые обладают красивой структурой и рисунком. Многие видео уроки по строительству показывают примеры установки именно такой вагонки, поскольку с ней очень легко работать, не отвлекаясь на подгонку.

Пример класса “Экстра”

  • Класс “А” – также используется на участках, которые являются лицевыми. Такая вагонка не многим отличается от “Экстры”, поэтому довольно часто конкурирует с ней. Дело в том, что разные производители относятся к качеству своей продукции по-своему. Рассматривая некоторые фото можно увидеть, что изделия класса “А” одного производителя можно смело ставить в один ряд с классом “Экстра” другого изготовителя. Единственным их отличием порой является цена. Поэтому следует делать выбор, опираясь на внешний вид, а не на характеристики указанные в документах.
  • Класс “В” – можно назвать бюджетным. При его использовании часто приходится применять различные замазки и шпатлевки, которые бы скрывали дефекты. Именно поэтому такую вагонку приобретают только тогда, когда предполагается использование красителей, которые бы смогли скрыть все исправления и сучки. Однако если производится монтаж своими руками, то для экономии можно взять и ее. При этом придется использовать замазки в тон древесине, придавая ее приятный внешний вид и позволяя использовать цветной лак.
  • Класс “С” – считается самый последний по своим показателям качества. Ниже него идут уже дрова. Ни одни профессиональный строитель не согласится работать с ним. Это связано с тем, что его контроль качества этого материала осуществляется путем отбраковки класса “В”. Таким образом, среди него можно часто встретить изделия со значительно низшими показателями, чем требует инструкция. При этом дефекты этого материала порой сильно отнимают время при сборке, поскольку требуют частой доработки или подгонки. Некоторые недобросовестные изготовители относят к этому классу конкретный брак. Поэтому необходимо быть особенно внимательным или полностью исключить этот класс из работы, невзирая на такой параметр как цена.
Читайте также  Виды вагонки для внешней отделки

Сауна из вагонки

Вывод

Выбирая для работы качественную вагонку из дорогих пород дерева можно превратить помещение в настоящий дворец. Этот материал отлично подходит для любых помещений, хорошо переносит покраску или обработку лаком, имеет потрясающий внешний вид и монтируется за короткие сроки. При этом он является одним из самых экологически чистых и имеет приятный запах.

Деревянная вагонка всегда будет одним из самых достойных и востребованных материалов для отделки помещений.

Выбор вагонки: изучаем виды, сорта, цены

Название этого отделочного материала было связано с железными дорогами.

Для обшивки внутреннего пространства пассажирских вагонов раньше использовали плоскую и длинную доску, на боковых гранях которой делались замковые соединения «шпунт-паз».

Сегодня вагонка утратила свою транспортную «составляющую» и стала чрезвычайно популярной в других сферах – строительстве и ремонте. Этим красивым и экологичным материалом обшивают разные виды плоских поверхностей, начиная от стен и заканчивая массивной мебелью.

Кроме внутренней интерьерной отделки, некоторые сорта вагонки применяют для наружной облицовки зданий.

Помимо высокой эстетики деревянная вагонка — исключительно технологичный материал, простой и удобный в работе. Он не нуждается в дорогостоящей подготовке поверхности. Под облицовку вагонкой не требуется штукатурка, шпаклевка и грунтовка. Достаточно ровно и прочно зафиксировать на стене обрешетку из деревянных брусков или стального профиля.

Материал для изготовления облицовочной доски — древесина хвойных (сосна, ель, лиственница, кедр, пихта) и лиственных (осина, липа, бук, дуб и ольха) пород.

Выбор вагонки в зависимости от вида древесины имеет свои особенности. Например, сосна, кедр и ель отлично подходят для внутренней отделки, поскольку имеют красивую текстуру поверхности по всей длине. При этом сосновой вагонкой нельзя облицовывать парильные отделения бань. Под действием высокой температуры она выделяет смолу, обладающую резким запахом.

Древесина бука или дуба очень красивая, но при этом довольно дорогая и трудоемкая в обработке.

Выбирая виды вагонки для наружной отделки, следует отдавать предпочтение хвойным породам. Высокое содержание смолы делает их стойкими к увлажнению и гниению. Из лиственных пород для этих целей подходит только ольха.

Основные характеристики вагонки

Кроме вида древесины, как важного классифицирующего признака, производители делят вагонку по таким критериям:

1. Степень влажности. Облицовочная доска естественной влажности и сухая (содержание воды от 10 до 15%) отличаются друг от друга по цене и свойствам.

Сухая вагонка на 25-30 % дороже, поскольку проходит энергозатратную процедуру удаления влаги. Она меньше коробится и трескается.

2. Геометрические размеры вагонки и форма профиля. Здесь различают стандартную вагонку, евровагонку, блокхаус и облицовочную доску «под брус».

Толщина стандартной (ГОСТовской) отделочной доски может составлять от 12 до 25 мм, ширина — до 150 мм, а максимальная длина 6 000 мм.

При этом гостовская вагонка толщиной 12 — 16 мм чаще всего применяется для внутренней отделки. Более толстая вагонка 16 — 25 мм оптимальна для наружной обшивки.

Наибольшим спросом сегодня пользуется евровагонка, у которой более широкий (8 мм) шпунт, защищающий стыки от образования щелей при усушке древесины. Кроме этого, на обратной стороне у нее есть желобки для вентиляции. Толщина евровагонки неизменная и составляет 12,5 мм при ширине от 60 до 160 мм. Ее длина находится в диапазоне от 1,8 до 6 метров.

Существуют две основные разновидности евровагонки — «Стандарт» и «Софт Лайн». У первой прямые фаски, а у второй они скругленные.

Блокхаус — вагонка, имитирующая оцилиндрованное бревно. Ее лицевая сторона имеет полукруглую форму. Блокхаус, как правило, используют для внешней отделки стен зданий.

Вагонка «под брус» пришла к нам из-за океана, потому ее второе название – «американка». Это строганная доска со шпунтом и пазом. Благодаря срезанным боковым граням ее профиль точно имитирует деревянный брус.

По сравнению с обычной и евровагонкой «американка» более широкая, массивная и прочная. Поэтому основное место ее применения — облицовка наружных стен. Толщина профиля у этого вида облицовочной доски начинается от 20 мм при ширине от 140 мм.

Представленные на рынке сорта вагонки производят в соответствии с требованиями одного из двух стандартов – российского ГОСТ 8242-88 и европейского DIN 68-126. Последний используется для евровагонки и делит ее на три базовых сорта или класса – A, B и C.

Некоторые отечественные производители предлагают облицовочную доску «Экстра», не предусмотренную евростандартом. У нее нет сучков и прочих дефектов, но цена такого материала почти в 2,5 раза выше стоимости сорта А.

Отличительные признаки сортов

Основные отличия между сортами вагонки — визуальные. Именно их подробно и четко регламентируют стандарты.

К сорту А относят древесину, у которой нет синевы, гнили и смоляных карманов. Сучки здесь допустимы, но только светлые, здоровые и сросшиеся, которые не выпадают после усушки.

Вагонка класса В может иметь смоляные карманы, а также здоровые и несросшиеся сучки.

В наиболее дешевом сорте С стандарт допускает синеву, выпадающие сучки и обзол на тыльной части профиля.

Ориентировочные цены

При покупке вагонки не нужны глубокие знания эксперта деревообработки. Однако, основные критерии выбора следует знать, чтобы купить качественный материал и при этом не переплатить.

Сухая облицовочная доска отличается от материала естественной влажности по весу. В этом нетрудно убедиться, подержав в руках две планки, одинаковые по размеру, но разные по цене.

Если сосновая евровагонка сушилась в камере, то за 1м2 (сорт А) продавцы просят от 200 до 450 руб. Цены на такой же материал, но естественной влажности находятся в диапазоне от 130 до 300 руб. за 1м2.

Стоит отметить, что цены могут существенно отличатся в зависимости от региона продажи, как правило, в центральной части цены значительно ниже.

Ориентировочная стоимость сухой сосновой евровагонки сорта В – 180-350 рублей за квадрат.

Сушеная облицовочная доска сорта С из ели и сосны продается на рынке по 140-250 руб/м2.

Сегодня цена за м2 вагонки из липы (сорт А) составляет от 500 до 800 руб. Тот же материал, но класса «Экстра» обойдется вам от 650 до 850 рублей.

Доску из лиственницы продают по таким ценам: сорт С – 330-600, В – 400-750, А – 530-900 и «Экстра» — 1150-1300 руб./м2.

Дубовая и кедровая вагонка относится к категории элитных отделочных материалов. За 1 м2 класса «экстра» производители просят от 1200 рублей.

Следует отметить, что у крупных производителей цена облицовочной доски не зависит от ее длины. Мелкие продавцы стараются заработать на этом и расценивают вагонку в зависимости от длины (чем длиннее доска – тем дороже). При этом разница в цене может достигать 10-15%.

Рекомендации по выбору

Решая, какую вагонку лучше выбрать, следует учитывать сортовые свойства древесины и условия ее эксплуатации. Как мы уже говорили, сосновой вагонкой нельзя пользоваться для облицовки парилки, но ее можно ставить в предбаннике и комнате отдыха. Она хорошо подходит для интерьерной отделки и облицовки наружных стен дома.

Еловая вагонка влагостойка и не боится грибка. Она быстро сохнет и не темнеет со временем. Поэтому ее можно покупать для отделки балкона и других поверхностей, подвергаемых периодическому замачиванию.

Ольховая, кедровая и липовая отделочные доски отличаются низкой теплопроводностью. Они устойчивы к высокой температуре и влажности. Этими материалами можно облицовывать стены парильного отделения бани, а также применять их для отделки полок. Даже при сильном нагреве воздуха липовая и ольховая древесина не обжигают кожу.

Ценным свойством ольховой вагонки является минимальный процент коробления, поэтому отделка из нее не теряет внешнего вида после долгой эксплуатации.

Выбирая вагонку, нужно обращать внимание не только на дефекты древесины, но и на геометрию доски. Если она сильно изогнута или скручена по длине, то сделать ровную облицовку будет очень сложно.

В этом случае замковые соединения и крепежные кляймеры вам не помогут. При попытке закрепить в одной плоскости деформированную доску внутренние напряжения могут оторвать шип или вызвать появление трещин на пазовом замке.

При выборе вагонки отбраковывайте доски со смоляными карманами и одиночными (выпадающими) сучками. Бороться с выходом смолы на поверхность древесины очень сложно, а выпадающий сучок может испортить внешний вид облицовки.