Как покрасить старую вагонку внутри дома?

Красим лакированную вагонку

Строительные рынки изобилуют материалами для внутренней и внешней отделки помещений. Несмотря на это, дерево является едва ли не самым популярным видом. Последнее время вновь возросла тенденция к отделке деревом внутренних стен квартиры. Благодаря своей фактуре и рисунку он придает комнате ощущение уюта, надежности и тепла, дизайнеры используют его с целью придать оригинальности и выразительности интерьеру. Большой выбор породы и структуры усложняет выбор необходимого материала для определенной комнаты. Окрашивают вагонку с целью увеличить срок ее службы, поскольку покрытие лаком защищает дерево от губительного влияния прямых солнечных лучей, влаги и ветра. Наибольшей популярностью пользуется сосновая вагонка. Ниже рассмотрены указания, как качественно покрасить лакированную вагонку, не потеряв эстетичности.

  1. Правильный выбор краски – залог успеха
  2. Материалы, необходимые для покраски вагонки
  3. В заключение

Правильный выбор краски – залог успеха

Самыми популярными являются следующие вещества.

Акриловые. Производятся на базе акриловых смол. Известны, как стойкий материал, без сильного запаха, удобны в использовании, имеют отличные покрывающие способности. Огромный выбор красок по цвету и свойствам.

Виниловые. Придают поверхности особый приятный матовый цвет, просты в использовании. Из минусов: быстрое загрязнение (и такое же быстрое смывание), плохая пропускная способность водяных паров. Гибрид двух предыдущих видов – акрилово-виниловые. Вобрали в себя их свойства.

Латексные. Отличаются большой прочностью, достаточно устойчивы к прямым солнечным лучам, к смыванию. Покрывающие свойства также на высоте. Сохнут достаточно быстро и имеют характерный запах.

Акрилово-латексные. Очень хороший выбор для покраски стен в коридорах, лестничных клеток и подъездов. Специально разработанная формула для стен с повышенной загрязненностью и повреждениям. Идеально подходит для помещения с повышенной влажностью. В этой краске объединены прочность и эластичность, способность не впитывать влагу.

Помимо всех перечисленных выше, используются минеральные краски, которые представляют собой водно-дисперсионные эмульсии следующих видов.

Известковые, которые создаются на базе гашеной извести. Отличаются бюджетной ценой, однако загрязнение на такой стене уже не смоется.

Силикатные – с применением жидкого калийного стекла, которое вступает в реакцию с известью. Как результат – стойкое паропропускающее покрытие, которое легко мыть. Чаще всего используется для окрашивания фасадов.

Цементные – дают стойкое покрытие, однако, цвет достаточно нестойкий.

Эмалевые краски являются отдельным подвидом, которые используются преимущественно при работе с деревом, но могут также применяться при покраске панелей и затеков (обладают свойствами скрывать пятна). Ниже приведены основные виды эмалевых красок.

Масляные, или хлоркаучуковые. Отличаются долговечностью, малым износом и отличными моющимися свойствами. Могут быть матовыми, полуматовыми, блестящими.

Акриловые. Достаточно прочно входят внутрь структуры дерева, устойчивы к стиранию. Могут применяться на тех же поверхностях, что и масляные и хлоркаучуковые, однако дают стенам возможность «дышать».

Приобрели новые свойства клеевые краски, которые имеют связующее звено в виде растительного, животного или синтетического клея.

Новый вид продукта на рынке – метилоцеллюлозные колоры имеют большое распространение благодаря своим качествам придавать поверхностям неповторимую фактуру. Продаются в виде сухого порошка, который для работы следует смешать с другими жидкими субстанциями. Наносится только специальным прибором. Само покрытие долговечное, но мыть его нельзя.

Структурные. Пользуются большим спросом. Они имеют густую плотность, и очень пластичные, благодаря этим свойствам придают деревянным поверхностям достаточно интересный эффект. Техник нанесения великое множество: используются как строительные приборы (шпатели, валики, тампоны), так и подручные средства (мочалки, тряпки и т. д.). Широкий спектр цветов, различных пигментов, пропитки от влаги – все это дает возможность проявить декораторские способности в полной мере и придать комнате неповторимый эффект.

Перед тем, как рассмотреть вопрос, как перекрасить вагонку, уже покрытую лаком, необходимо изучить выбор лаков, которые представлены на строительном рынке и выбрать тот, который соответствует дизайнерской задумке и физическим характеристикам дерева.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество лаков, таких как:

  • Акриловые (основа водная);
  • Алкидные;
  • Водоэмульсионные;
  • Полиуретановые.

Они могут иметь как лаковую текстуру, так и матовую, что позволяет реализовать дизайнерскую задумку более тонко.
Следует знать, что, выбирая краску для вагонки, очень важно принимать во внимание химическую структуру, а не довольствоваться внешними свойствами. Водные растворы больше подойдут для ценителей экологичности, акриловые лаки – отличный выбор для людей, страдающих от аллергии.

Для людей, которые не могут сделать свой выбор колора, требуется помощь специалиста – пусть продавец объяснит вам, какой именно материал подойдет именно для вас.

Эмульсионные краски (в основном, матовые) идеальны в использовании для окрашивания потолков и внутренних стен, поскольку в разбавленном с водой виде они просты в нанесении, им свойственны устойчивость и удобство в использовании.

Ценовая категория их очень разнообразна и зависит от свойств и качества материала. Например, краска, для приготовления которой использовались более дорогие смолы и пигменты, будет стоить дороже. Если краска рассчитана на неоднократное нанесение, ее цена будет меньшей. Краска, которая имеет меньшую устойчивость к стиранию, обойдется также дешевле.

Материалы, необходимые для покраски вагонки

Для работы требуются следующая техника:

  • Валик;
  • Дрель, работающая на малых оборотах;
  • Строительный миксер для красок;
  • Пластиковое ведро объемом около 30 литров;
  • Ветошь;
  • Полиэтилен для покрытия мебели.

Прежде всего, нам необходимо покрыть пол и мебель защитным материалом, чтобы избежать их порчи или повреждения. Далее, рассчитаем объем необходимого для работы колора. Это делается просто. Площадь требуемой поверхности умножаем на расход краски на один метр квадратный (производитель указывает эту информацию на банке), выводится готовая цифра. В случае если вся требуемая краска не в одной банке, а в нескольких, или же вообще в сухом виде в пакетах, желательно переместить все в одну емкость. Это делается, чтобы цвет вагонки был однотонный, без малейших оттенков. Следующий этап – подготовка самой вагонки. Очень важно выполнить работу тщательно и качественно, чтобы краска легла ровно, а дерево в будущем не начало гнить.

Первоочередно происходит очистка досок от накопившейся грязи и пыли. Делаем это при помощи наждачной бумаги мелкой текстуры. Движения должны быть круговые, плавные, направленные на то, чтобы сделать поверхность идеально гладкой и ровной. После очистки вагонку следует обработать морилкой. Можно сделать это бесцветной, а можно с эффектом осветления. Морилка нужна для того, чтобы продлить срок службы досок, и в применении она достаточно проста.
Если перед вами дерево, которое уже было до этого окрашено, для начала следует определить, в каком состоянии старая краска. Если по всем признакам краска еще пригодна для эксплуатации (не изменила цвет, не облупилась, не потрескалась), то от нас требуется всего лишь промыть поверхность дерева содовым раствором (2 %, дозировка: 10 литров воды, 300 грамм пищевой соды). В случае если краска уже пришла в негодность, следующий слой не стоит начинать класть, необходимо полностью ликвидировать устаревшее покрытие.

Вслед за обработкой морилкой наносятся защитные средства.

Далее прокладывается шпатлевка. Обратите внимание, использовать можно только ту шпатлевку, на которой написано, что она применяется к древесине. Наносится она шпателем из пластмассы, а не из железа, поскольку последняя может повредить верхний слой древесины.

Чтобы дополнительно защитить вагонку от воздействия внешней среды, дерево обрабатывается олифой. Для усиления эффекта в емкость с ней можно добавить пигмент, такой как охра мумия, сурик и другие. После того, как вагонка высохнет, ее необходимо покрыть грунтовкой, которая имеет свойства защищать материал от резких перепадов температур и является закрепителем шпатлевки.

Обратите внимание! Некоторые грунтовки не подходят для работы с древесиной, поэтому перед покупкой проконсультируйтесь с продавцом.

Финишным слоем, после грунтовки, наносится полупрозрачный антисептик. Он защитит древесину от различных грибков, плесени, повышенной влажности. Наносится с помощью таких инструментов, как краскопульт, однако можно это сделать с помощью обычного валика или кисти.

Если вам нравится текстура дерева, и есть цель ее сохранить, лучше всего использовать полупрозрачные краски. Свойства краски не поменяются, если вы покрасите древесину матовой краской. Все зависит от предпочтений хозяев.
Вагонка требует особой технологии покраски. Пользоваться желательно кисточкой, и водить ею непрерывно строго сверху вниз. Таким образом, слой будет тонкий и ровный, без потеков или утолщений. Если кисточкой пользоваться неудобно, можно использовать небольшой валик.

Кисточкой проводить следует только один раз, при нанесении краски повторно на одно и то же место, это будет очень заметно. Колор желательно наносить кончиком кисти, а не основанием – это будет более аккуратно и упростит процесс уборки впоследствии.

Если покрасить дерево двумя тонкими слоями краски вместо одного, покрытие будет намного долговечнее. Обязательно перед тем, как покрывать поверхность вторым слоем, следует дождаться, пока первый полностью не высохнет. Для того чтобы не было разводов, вагонку покрывают завершающим слоем краски.

Покраска оконных рам или молдингов потребует от вас использования маленькой кисти, ширина которой не превышает 5 сантиметров. В противном случае, красить будет неудобно, а вдобавок, на стеклах и других поверхностях останутся потеки и пятна. Зачастую, самыми трудными для покраски местами являются оконный переплет и дверная обвязка.

Придерживайтесь того же совета и действуйте медленно и аккуратно. Для упрощения задачи можно заклеить двери и стекла малярным скотчем. Он не оставляет липких пятен и убережет важные места от загрязнения. Чем шире малярный скотч, тем лучше. Если под рукой его нет, можно воспользоваться куском фанеры или картоном, который клеится к окну с помощью мыльного раствора.

Если вы не являетесь профессионалом в данной сфере, и не знаете, как покрасить деревянную вагонку, покрытую лаком, следует учесть такие моменты.

Чаще всего, все колоры наносятся при температуре от +5 до +30С. Низкие температуры приведут к образованию потеков и замерзанию (тех, что на водной основе). Высокие температуры ускорят процесс сушки, что может привести к неравномерному засыханию, и как следствие, неровному слою краски.

Отличной заменой лаку является воск. Он придаст поверхности приятный полуматовый блеск, но следует знать, что у него сложная техника нанесения.

Краски необходимо разбавлять до консистенции жирного молока. Если сделать краску плотнее, она будет размазываться более толстым слоем и придаст стене потеки.

Чтобы с кисти не капала краска, держите ее перпендикулярно поверхности, и черпайте краску на кончик кисти.

В заключение

Покраска вагонки, несомненно, является достаточно кропотливым занятием, которое потребует от исполнителя много терпения и труда. Если вы не обладаете опытом в данной сфере, перед началом работы изучите вопрос на нашем ресурсе или проконсультируйтесь со специалистом обо всех нюансах.

Читайте также  Отделка стен в квартире вагонкой

Выполнять работу следует без спешки, размеренно. Если соблюдать все требования и четко следовать инструкциям, то результат превзойдет все ожидания.

Чем покрасить вагонку внутри и снаружи помещения

Натуральная деревянная вагонка считается одним из самых популярных материалов для отделки бани или загородного дома. Поверхность таких изделий бывает гладкая или рифлёная, часто имеет волнистую структуру.

Деревянные стены не всегда вписываются в существующий интерьер, поэтому некоторые застройщики предпочитают покрасить вагонку внутри жилого дома или на даче, чтобы создать более гармоничную атмосферу.

  • Какой состав выбрать для обработки
    • Лаки
    • Краски
    • Пропитки
    • Воски
  • Подготовка
  • Нанесение краски

Какой состав выбрать для обработки

Многие владельцы загородной недвижимости говорят о том, что в покраске деревянных изделий нет особой необходимости.

Натуральный материал имеет привлекательный внешний вид, имеет свойство дышать, но обработка его поверхности всё-таки необходима. Это связано с тем, что натуральная древесина под воздействием повышенной влажности начинает синеть.

Влияние на поверхность оказывают солнечные лучи. Если вагонка долго находится на солнце, то она приобретёт тёмно-серый цвет, немного синеватого оттенка.

Посинение материла можно вывести при помощи биологических веществ, например активного кислорода. Чтоб получить первозданную текстуру, посеревшие изделия шлифуют, но есть и более эффективный способ борьбы с воздействием агрессивной среды – это покраска вагонки.

Обратите внимание! Водоэмульсионные и акриловые краски предпочтительнее применять внутри помещения. Алкидные и полиуретановые составы подойдут для покраски внутри и снаружи. Покраску внутри душа, предбанника можно проводить алкидно-уретановыми составами, стойкими к влажности.

Вообще же современные синтетические составы для покраски древесины очень разнообразны. Лучше всего приобретать их в специализированных магазинах, где можно проконсультироваться и не спеша выбрать краску, по составу и цвету лучше всего подходящую для конкретных условий.

Лаки считаются самыми популярными растворами для обработки вагонки. В основном это прозрачные материалы (матовые, глянцевые или полуматовые).

Для получения нужного оттенка можно добавить в стартовый состав колер нужного цвета в необходимом количестве. Особое внимание следует обратить на водорастворимый лак, не имеющий запаха.

После нанесения такой состав образует на поверхности прозрачную плёнку, которая предохраняет древесину от впитывания грязи, но при этом остаётся паропроницаемой.

Некоторые производители добавляют в стартовый состав бактерицидные вещества и ультрафиолетовые фильтры. Такие лаки могут использоваться для покраски вагонки на балконах или в других освещаемых солнцем комнатах.

Краски

Краски, применяемые для вагонки внутри дома, имеют самый разнообразный состав. Покрасить внешнюю отделку можно масляными красителями, акрилатной (она же акриловая) или латексной эмалью. Первый состав глубоко проникает в поры древесины, защищает его от воздействия влаги, может перекрывать предыдущие старые слои.

Следует заметить, что масляные краски долго высыхают и быстро тускнеют, особенно под влиянием солнечных лучей. Акрилатные красители обладают улучшенными техническими характеристиками. В случае покраски акрилатным раствором евровагонка долгое время сохраняет блеск и насыщенный оттенок, быстро высыхает, не даёт трещин при резких перепадах температур, обладает отличными пароизоляционными качествами. Единственным минусом латексной и акрилатной эмали считается высокая стоимость.

Пропитки

Пропитки замедляют процесс старения древесины, защищают изделие от влияния ультрафиолетового излучения. Морилки или тонирующие растворы позволяют выделить структуру волокон натуральной вагонки, они придают необходимый оттенок изделию. Пропитки на основании масла впитываются в структуру досок, действуют аналогично лакированному покрытию. Такие составы защищают вагонку от истирания и впитывания грязи, при нанесении образуют матовый, едва блестящий слой.

Воски

Кроме указанных вариантов, для декорирования и защиты деревянных панелей может использоваться твёрдый, водный или жидкий воск. Первый состав нужно нагреть перед нанесением до жидкого состояния. Два последних раствора поступают к потребителям в готовом к использованию виде. Защитная восковая плёнка повышает долговечность отделки, но этот материал сложно наносить равномерным слоем. Для упрощения работ нужно правильно подготовить поверхность.

Какой раствор выбрать для окраски дома, каждый владелец вправе решать самостоятельно. Любое из рассмотренных средств обладает уникальными свойствами, используется для решения конкретных задач. В некоторых случаях можно смешать несколько составов, например воск с маслом. Такая пропитка выглядит более естественно, отличается продолжительным периодом эксплуатации.

Подготовка

Чтобы краска укладывалась равномерным слоем, нужно правильно подготовить древесину. На этом этапе проводят очистку и шлифовку вагонки.

Очистка подразумевает удаление загрязнений с поверхности вагонки.

Для эффективного избавления от грязи используется содовый раствор из расчёта 150 граммов указанного вещества на 5 литров слегка подогретой воды. Если на основании есть отслоения и трещины, остатки старой краски, то нужно снять верхний слой. Для этого используется строительный и металлический шпатель.

Сначала на поверхность воздействуют горячим воздухом, после чего снимают подувшиеся участки шпателем. Можно использовать для этого и специальные магазинные средства.

Такие растворы втирают в поверхность, выжидают указанное в инструкции время, затирают участок жёсткой щёткой и промывают водой.

Шлифовка внутренней отделки на стенах или потолке выполняется кусочком пемзы или наждачной бумаги. Рекомендовано разбить плоскость на несколько небольших участков и шлифовать их по очерёдности один за другим. Затирать поверхность нужно равномерно, чтоб образовывалась ровная, однородная плоскость.

На заключительном этапе подготовительных работ убирают с основания оставшийся мусор. Для этого можно использовать пылесос или мочалку. Когда поверхность высохнет, приступают к нанесению грунтовки. Вместе с панелями нужно хорошо пропитывать швы. Одного слоя грунта достаточно для скрепления основания.

Нанесение краски

Для окрашивания вагонки применяется малярная кисть небольшого или среднего размера и краскопульт (этот прибор позволяет покрывать значительные площади в короткие сроки, но используется только профессиональными строителями). Первый вариант считается более популярным при выполнении покраски своими руками по причине доступности инструмента. Работу начинают с прокраски труднодоступных мест. Сначала состав наносят узкой щёткой, затем широкой.

Краситель укладывают 2-3 раза, выдерживая время высыхания раствора. Работы по покраске вагонки можно разделить на несколько простых этапов:

  • тщательное перемешивание краски в заводской таре;
  • отливание части красителя в небольшую пластиковую ёмкость;
  • обмакивание кисти в состав на половину ворса;
  • прикладывание малярного инструмента к панели, аккуратное ведение по поверхности вдоль досок.

Все движения кистью выполняют в одном направлении, при этом надо слегка перекрывать уже окрашенные участки. Для обработки отделочного материала на стыках, на углу комнаты, а также на участках с прилеганием оконных и дверных проёмов применяют узкую кисть.

Обратите внимание! Покраску вагонки нужно проводить сверху вниз, чтобы случайные потоки лишнего раствора не смогли попасть на обработанную поверхность.

Каждый последующий слой наносят после высыхания предыдущего. Последний раз поверхность покрывают сверху вниз равномерными лёгкими движениями кисти. При нанесении финишного слоя аквалака необходимо периодически перемешивать состав.

Если необходимо получить натуральную текстуру древесины, то нужно использовать воск, пигментированное масло или лазурь. Любой из составов наносят по всей длине вагонки, затем растушевывают мазки и оставляют раствор впитываться на 5-10 минут. По истечении указанного времени снимают часть красителя безворсовой тканью, что позволяет выделить структуру дерева. В бороздах древесины остаётся значительная часть пигмента, при этом на выступающих участках красителя мало. На заключительном этапе работ после высыхания слоя доски покрывают бесцветным лаком.

Самостоятельная покраска вагонки: пошаговый алгоритм работы

Никто не будет спорить с тем, что деревянная вагонка отлично смотрится в любом помещении и интерьере. Нужно отметить, что этот материал из дерева на сегодняшний день является популярным среди имеющихся аналоговых видов. Пиломатериал является экологически чистым и современным, именно по этой причине его стали часто использовать для создания в своём доме уюта и стиля.

Правильный уход – первозданный вид навсегда

При всех своих достоинствах, вагонка, как и любой другой материал, со временем теряет свой первозданный вид, именно поэтому нужно знать, что нужно делать, для того чтобы она в вашем интерьере всегда выглядела как новая.

Подготовительные работы перед покраской

Чтобы придавать свежести дереву на стенах и потолке, необходимо его красить, если же оно уже покрашено, необходимо знать, как обновлять цвет панелей, также как и знать основные параметры панелей. Как это делать, мы вам расскажем прямо сейчас. Если на панели уже имеется слой краски, тогда вам придётся проверить, насколько хорошо этот слой держится на поверхности. Если краска в некоторых местах полностью отслоилась, лучше избавится от неё.

Методы снятия краски с поверхности вагонки

Подготавливаем окрашенную поверхность

Покраска старой вагонки – трудоёмкий процесс, который требует много сил и времени, потому как от подготовки рабочей поверхности, которую вы будете красить, и будет зависеть конечный результат.

  • Использование фена строительного. Разогреваете обрабатываемую поверхность и шпателем поддеваете краску, аккуратно снимая её с поверхности. Не стоит забывать, что с таким прибором нужно быть осторожным, потому как температурный режим его отличается от обычного бытового фена. И не использовать его на пластиковой вагонке;

Строительный фен отличный помощник в снятии старой краски

  • Смывка краски путём применения состава СП-6. Использовать данное средство очень просто – наносите состав на поверхность и трёте её щёткой до полного удаления слоя краски. В случае приобретения иного состава для смывки краски, инструкция должна быть прочитана обязательно;

Средство для смывки краски СП-6

  • Снятие слоя краски с поверхности путём применения фольги и утюга. Накрываем дерево фольгой, и проглаживаем её при большой температуре, в течение 30 секунд после этого процесса, краска очень легко снимется обычным шпателем.

Важно! Последний метод возможно применять только в том случае, если вагонка была покрашена масляной краской старого образца.

В случае, если краска на поверхности панелей держится достаточно крепко, и не имеет никаких дефектов, тогда необходимо:

  • Зашлифовать окрашенную поверхность, путём использования шкуры мелкозернистой;
  • Удаление ненужных кусочков краски и других элементов с поверхности проще осуществлять путём нанесения на неё 2 % содового раствора. Чтобы приготовить эту смесь, необходимо 300 грамм соды растворить в 5-6 литрах воды, желательно тёплой – раствор готов;
  • Покрыть всю поверхность олифой, это надёжная защита вагонки от различного рода негативных воздействий на неё.

Окраска вагонки внутри дома может начинаться только после того, как вы подготовили поверхность к данном у процессу, а также разобрались, какая существующая краска для вагонки вам походит лучше всего.

Красим стены

Подготовленная поверхность для покраски должна хорошо высохнуть, и только после этого можно переходить к приготовлению инструментов и самого состава для покраски.

  • Главными инструментами в рассматриваемом процессе являются кисточки и валики. Чтобы покраска была простой и беспроблемной, вам необходимо приобрести несколько видов кистей и валиков, труднодоступные места прокрашиваются маленькими кисточками, основная поверхность – большими кистями и валиками;

Виды кисточек для покраски

  • Не забываем также про губки, которые необходимы будут на протяжении всего процесса покраски;
  • Шпатель и посуда для краски.

Запомните! Отдельные элементы очень легко окрасить цигейковой рукавицей. Для этого, необходимо одеть её на руку вывернутой стороной.

Если покраска осуществляется своими руками, нужно позаботиться о защите своей кожи и глаз. Приобретите очки и рукавицы или перчатки, чтобы защитить себя от вредного воздействия краски.

Читайте также  Отделка кухни вагонкой в частном доме

Какой бы безопасной ни была краска, если в квартире или доме есть дети или же домашние питомцы, на время окрашивания желательно вывести их из рабочего помещения или комнаты.

Дизайн покраски вагонки зависит только от вас. Многообразие видов красок позволяет вашей фантазии разгуляться, как следует.

Начинаем работу

  • Налить краску в небольшую посудину. Кисть следует обмакивать в состав так, чтобы только нижняя её часть была в краске (пример на фото);

Кисть окунается в краску – максимум наполовину

  • Прилаживать кисть к стене стоит только после того, как с неё перестанет капать краска;
  • Окрашивать аккуратно, не заходя на уже покрашенный слой.

Многие думают, что ничего сложного в покраске вагонки нет, но на самом деле, как и в любом другом ремонтном процессе, здесь есть свои нюансы и особенности, которые мы рассмотрим ниже.

Правила окрашивания деревянной поверхности

  • К вагонке должен прикасаться кончик кисти, а не вся её поверхность с ворсинками;
  • Красим панели плавно и не торопясь, прокрашивая каждый миллиметр;
  • Не проводить по второму разу по месту, которое уже окрашено;
  • Если окраска вагонки на даче осуществляется в зимний период, нужно помнить, что температура в помещении, где проводятся работы, не должна быть ниже 12 градусов;

Повторный слой наносить только в случае необходимости.

Важно! Лучше нанести несколько слоёв тонких, чем один и толстый.

  • Второй слой краски наносится сверху вниз;
  • Если на вагонке имеются вставки из металла, необходимо пройтись по ним уксусом.

Для того чтобы понять, как такой процесс производится на практике, просмотрите видео: покраска деревянной вагонки. А теперь перейдём к советам, которые дают мастера, специалисты в этом деле.

  • В ёмкости не осталось краски, а вагонка ещё не докрашена, не стоит переживать, нужно просто аккуратно соскрести остатки краски со стенок и дна сосуда и использовать её по назначению. В случае если состав загустел, просто разбавьте его тёплой водой;
  • Если краска оказалась на вашей коже, не стоит брать растворитель или же какие-нибудь агрессивные средства, достаточно потереть пятно растительным маслом;
  • Окраска вагонки лаком производится в соответствии с указаниями на упаковке (банке);
  • Покраска евровагонки снаружи осуществляется только в тёплое время года.

В завершение

Цена на лакокрасочные материалы зависит от их свойств, составов и качества. Не стоит экономить на таких составах, потому как от их качества будет зависеть внешний вид и долгосрочность покрытия вагонки.

Лучшие варианты покраски вагонки внутри дома

Влага в помещении приводит к тому, что вагонка на стенах и потолке может посинеть, а прямые солнечные лучи становятся причиной потемнения отдельных участков. Чтобы избежать такого изменения цвета, требуется покрасить отделочные панели. После смены мебели и стиля природный цвет деревянной обшивки может не гармонировать с интерьером, поэтому приходится изменять колер отделки. Покраска вагонки на даче и в частном особняке становится вариантом изменить убранство комнаты, привнести новизну в облик помещения.

  1. Необходимость покраски вагонки внутри дома
  2. Подбор необходимых материалов
  3. Защитные составы
  4. Декоративные средства
  5. Правила выбора покрытия
  6. Подготовительные работы
  7. Особенности покраски своими руками

Необходимость покраски вагонки внутри дома

Вагонку из натурального дерева необходимо покрывать краской или лаком

Натуральное дерево быстро теряет свойства, т. к. в доме не всегда поддерживается щадящий микроклимат.

Причины изменения условий:

  • недостаточная изоляция фундамента и сырые стены;
  • плохо организованная вентиляция;
  • солнечная сторона комнаты или, наоборот, недостаточная инсоляция.

Вагонка высшего качества не имеет выраженных сучков, сколов, но такая разновидность стоит дорого, поэтому применяют категорию более низкого класса. Заделка трещин, заполнение отверстий от выпавших сучков шпаклевкой приводят к тому, что остаются белые пятна после обработки. Такие участки нужно закрашивать, чтобы скрыть их на поверхности стены.

Вагонку защищают от негативных факторов:

  • Действие ультрафиолетовых лучей. Если солнце регулярно светит на отдельные области стены, такие участки отличаются оттенком. В результате стена выглядит старой и неопрятной.
  • Изменение цвета под действием повышенной влажности. Часто синеют зоны, в которых наблюдается ослабленное действие вентиляционной системы, там развивается гниль, плесень.
  • Изменение структуры. Вредители-насекомые измельчают волокна, что приводит к снижению прочности древесины, разрушению наружной и внутренней поверхности.
  • Действие огня. Обработка защитными составами предохранит материал обшивки от быстрого возгорания и распространения пламени.

Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно покрасить евровагонку внутри дома, защитить поверхность от изменения внешнего вида.

Подбор необходимых материалов

Масляно-восковые пропитки под цвет любой древесины

Выбор средства зависит от ожидания конечного результата. Новую отделку на стенах обрабатывают защитными составами, чтобы предупредить возгорание, изменение цвета, разрушение. Лакокрасочные составы используют, чтобы переменить цвет стен, скрыть заделку трещин, сколов, сучков.

Есть препараты для более яркого выражения древесноволокнистой структуры. Палисандр, лиственница, орех, карельская береза отличаются оригинальным рисунком, который нужно сохранить и усилить. Используют лазурь, воск, пигментированные олифы, масла, различные лаки. В итоге волокнистый рисунок становится ярче, чем в необработанном виде, в бороздах текстуры собирается больший объем пигмента, а на выступающих частях — нет. Прием называют текстурированием или брашированием вагонки. Покрашенная так древесина смотрится привлекательно на потолке и вертикальных поверхностях.

Для влажных условий эксплуатации в неотапливаемых комнатах, на верандах, террасах нужна обработка средствами для повышения влагостойкости. Только после этого наносят лак, красят или декорируют определенными приемами. Некоторые сорта дерева требуют повторного нанесения предохраняющего средства.

Обработке подлежат и места срезов. При монтаже вагонку формируют в размер, поэтому остаются свежесрезанные торцы. Можно устанавливать доску в монтажное положение сразу после обработки, не дожидаясь высыхания.

Защитные составы

Покрытие вагонки антисептиком

Средства делят на пропитки для внутреннего и внешнего применения. Наружные составы имеют больший спектр защитных характеристик, включают вредные для организма химические компоненты, стоят дороже, поэтому нет смысла использовать их внутри помещений.

Разновидности защитных средств:

  • Масла для деревянных поверхностей. Выпускают полностью прозрачные или с пигментом. Средство не создает пленки на древесине, а впитывается в волокнистые структуры. Состав предохраняет от впитывания грязи, истирания. Получается матовая поверхность без выраженного глянца, слой одновременно защищает и подчеркивает рисунок.
  • Восковые составы. Выпускают в твердом, жидком виде и на водной основе. Два последних вида готовы к применению, а твердую форму разогревают для размягчения перед использованием. Восковая защита считается наиболее эффективной против впитывания влаги, действия сырости и микроорганизмов. Недостаток в том, что нужно потрудиться, чтобы нанести равномерный слой.
  • Антисептики для древесины. Прежде чем покрасить вагонку внутри дома, на даче, нужно использовать пропитку для повышения положительных характеристик деревянной обшивки. Препараты для обработки бывают масляные (наружные работы), антипирены (защита от возгорания), водорастворимые пропитки от поражения грибком.

Антисептические препараты на основе органических растворителей образуют на досках прочную пленку высокой плотности с большим сроком эксплуатации. Выпускают комбинированные варианты, которые одновременно предохраняют от влаги, горения, микроорганизмов, выгорания.

Декоративные средства

Акриловые краски для дерева

Составы закрывают древесный рисунок, изменяют цвет поверхности, их выбирают для декора, скрывают старые потемневшие поверхности.

Для внутренних операций используют:

  • Тонизирующие морилки. Пропитки не закрашивают волокнистую текстуру, но делают его выраженным и ярким. На поверхности досок морилки не создают непроницаемой пленки, поэтому дерево после обработки продолжает пропускать пары. Составы бывают слабо или сильно пигментированными, наносят их один или несколько раз в зависимости от полученного результата.
  • Масляные краски. Образуют влагонепроницаемую плотную пленку, отлично сопротивляющуюся негативным факторам воздействия. Слой закрывает поры, дерево не пропускает пар. Недостатком является неприятный запах, который исчезает по мере высыхания (24 часа). Со временем блеск тускнеет, яркость краски становится меньше.
  • Акриловые краски. Сохнут быстро, не имеют резкого запаха. На основе сохраняются долго, практически не выгорают. Акриловые составы глубоко проникают в древесную структуру, но паропроницаемость отделки сохраняется, при этом слой получается пластичный, не трескается при усадке дерева.

Лаки выпускают на масляной и водной основе. Первые применяют больше для наружной обработки, а матовые, глянцевые и полуматовые аквалаки используют, чтобы покрасить евровагонку внутри дома. Водные составы не создают плотную пленку на поверхности, но отталкивают грязь. В лаки добавляют фильтры ультрафиолета, бактерицидные добавки.

Правила выбора покрытия

Морилка сохраняет структуру древесины

В сухих помещениях дома применяют любые разновидности краски, при этом выбирают составы в соответствии с требованиями декоративности. Если вагонка высушенная, ее можно не обрабатывать защитными средствами, а использовать только краски. Такую отделку покрывают составом с одной стороны, вторую при этом оставляют нетронутой. Выбирая цвет, учитывают, что светлые тона увеличивают комнату, а темные уменьшают.

Рекомендации по цвету:

  • Для гостиной подойдет натуральное дерево, поэтому используют лаки, восковые пропитки, малопигментированные средства, чтобы получить стены с медово-золотистым оттенком.
  • Помещение кухни требует спокойных оттенков теплого направления, например, персик, приглушенный желтый, светло-оранжевый, бледно-розовый, применяют масляные и акриловые краски с большой степенью защиты.
  • Для рабочего кабинета применяют холодные и сдержанные тона, используют морилки, лаки, восковые пропитки.
  • Детскую комнату оформляют в зависимости от возраста, пола ребенка, используют составы на водной основе, отнесенные к категории экологически чистых материалов.

В спальне также не нужна яркость, вызывающие краски. Комнату покрывают краской светлого оттенка, используют нежные салатовые, бежевые, серо-голубые тона.

Подготовительные работы

Вагонку красят перед установкой, чтобы качественно обработать поверхность

Вагонку лучше красить перед установкой, чтобы качественно обработать поверхность защитными или декоративными составами. При необходимости можно докрасить определенные точки, на которых повредился слой в процессе монтажа.

Доски, которые уже установлены на стене или потолке, красят без демонтажа.

Поверхность досок тщательно шлифуют до ровной поверхности. Если обрабатывают отдельные ламели, применяют шлифовальную машинку. Доски, смонтированные на стене или потолке, шлифуют прибором на ровных участках, а углубления проходят наждачной бумагой, которую фиксируют на специальный станок.

При ручном способе совершают круговые движения в разных направлениях. Крупную зернистость не используют, выбирают наждачную бумагу № 180 – 280. Крупность зависит от имеющегося ранее покрытия на поверхности, например, там может быть лак, который трудно поддается ручной шлифовке.

Антисептик или предохранительные пропитки перед покраской наносят кистью, стараясь захватить все впадины, чтобы не осталось необработанных полос.

Если поверхность уже была покрашена и нужно только обновить оттенок, шлифовку не делают. Иногда требуется нанести несколько слоев, чтобы перекрасить старый цвет.

Особенности покраски своими руками

Красить вагонку необходимо в 2 — 3 слоя

Читайте также  Вагонка колхозница что это?

Для покраски используют валик, а трудные места проходят кисточкой. Если применяют масляные составы, нельзя использовать поролоновую насадку, т. к. материал разъестся, на поверхности будут прилипать отслоившиеся частички.

Правила покраски вагонки:

  • На кисть набирают небольшой объем краски, наносят мазками по всей длине доски, затем растушевывают и растирают до однородности.
  • Первый слой оставляют высыхать, затем красят второй раз.
  • Лак в процессе высыхания поднимает ворсинки, поэтому требуется промежуточная шлифовка поверхности.
  • Грунтовки наносят жирным слоем, на кисть набирают много средства, правило касается тех пропиток, в которых нет пигмента.

Иногда при тщательной растушевке все равно видны пятна, неравномерно прокрашенные участки. Объясняется это тем, что поверхность дерева может неравномерно впитывать состав. Предварительно грунтуют доски, чтобы уравнять свойства всех участков, получить одинаковый по качеству слой.

Для предварительной грунтовки применяют составы для работы по дереву, можно использовать матовые прозрачные лаки на водной основе. После применения грунта поверхность также шлифуют, затем красят требуемое число раз.

Высокое качество получают, если последовательно наносят морилку, затем пару раз грунтуют. После этого делают шлифование наждаком № 280, потом используют № 320. Пыль удаляют, затем накладывают слой лака за раз или два.

Покраска вагонки внутри комнат

Деревянная вагонка считается одним из наиболее востребованных отделочных материалов, поскольку представляет экологически чистый отделочный материал, что характерно для нашего времени. Благодаря своей простоте в обработке, изготавливается деревянная вагонка в виде различных профилей, представляющих различную структуру и рисунок поверхностей. К сожалению, подобная вагонка с трудом вписывается во многие интерьеры, поэтому приходится покрывать вагонку различными красками, эмалями или лаками.

Вагонка внутри помещения: чем обрабатывается

Часть любителей деревянных конструкций считает, что вагонку лучше ничем не обрабатывать, чтобы она имела природный внешний вид. На самом деле, все не так просто, поскольку древесина не отличается особой устойчивостью к внешним воздействиям и быстро теряет свой привлекательный внешний вид. Независимо от того, где древесина находится – на улице или в помещении, она темнеет, синеет и т.д.

Чтобы этого не произошло, приходится изделия из дерева пропитывать защитными составами. Кроме того, что древесина теряет часть своих свойств под действием воздуха, влаги или солнечных лучей, в ней заводятся вредители, которые начинают уничтожать деревянные конструкции изнутри.

Отделка деревянными материалами покрывается еще и потому, что натуральная древесина редко вписывается в какой-то из стилей. В таком случае приходится подбирать, как цвет краски, так и ее структуру, что не всегда получается.

Все материалы, предназначенные для защиты деревянных конструкций, условно разделены на шесть групп:

    Защитные составы, как для наружных, так и для внутренних работ. Составы для наружного применения отличаются наличием в своем составе компонентов, стойких к действию ультрафиолета, которые замедляют процесс старения древесины. Если балкон облагорожен деревянной вагонкой и при этом балкон «смотрит» на юг или на восток, то однозначно потребуется защитное покрытие. Недостаток подобных составов заключается в том, что в результате их применения поверхность приобретает зеленый или розовый оттенок, поскольку защитный состав вступает в реакцию с древесиной. Перед тем, как использовать подобные составы, лучше хорошо изучить инструкцию.

Защитные пропитки
Морилки или тонирующие составы. По своему действию эти составы приводят к появлению на поверхности древесины своеобразного оттенка. Их действие не приводит к появлению на поверхности защитной пленки, а древесина не теряет своих свойств, оставаясь паропроницаемой. В состав этих пропиточных материалов входит пигмент. В зависимости от концентрации пигмента, составы могут быть слабопигментированными или сильнопигментированными. Чтобы контролировать степень «закрашенности» поверхности, лучше воспользоваться слабопигментированными составами, нанося слой за слоем.

Результат работы морилок разного цвета
Лаки. В наше время большой популярностью пользуются лаки, изготовленные на водной основе. Выпускаются лаки, после вскрытия поверхностей которыми получаются глянцевые, полуматовые или матовые поверхности. Многие изделия позволяют добавлять различные красители, что дает возможность изменить цвет поверхности. Лаки на водной основе не закрывают поры в структуре древесины, что позволяет конструкциям дышать, при этом поверхность защищена от грязи и пыли. Некоторые производители добавляют различные компоненты, защищающие поверхность от УФ-лучей, а также противобактерицидные компоненты. Подобные составы можно использовать для защиты вагонки, смонтированной на балконах, а также в не отапливаемых помещениях.

Лак может быть глянцевым, матовым или полуматовым, а может давать цвет — пигментированным

  • Краски, которые характеризуются тем, что на поверхности они создают надежную пленку, которая, в свою очередь, закрывает структуру древесины. В эту группу входят многие материалы, изготовленные на различных основах, а также представляющие различный ценовой диапазон.
  • Масла для защиты древесины, которые впитываются в волокна, не создавая защитной пленки. Могут применяться, как прозрачные составы, так и с пигментами. Их назначение заключается в защите поверхности от пыли и грязи. Подобные защитные материалы не создают на поверхности глянца, поэтому поверхность получается матовой, но приятной на ощупь. Это не плохой вариант, позволяющий сохранить изделия из дерева. С помощью масел, а также использования различных пигментов, реально получить поверхность с естественной текстурой.

    Браширование при помощи масел для дерева

  • Составы на основе воска. Различают три вида воска: твердый, жидкий и водный. Твердый воск перед использованием нагревается до жидкого состояния, а жидкий и водный не требует дополнительных операций перед нанесением. Защита древесины с помощью воска практикуется издавна и отличается высокой эффективностью. Применение современных технологий позволяет существенно упростить весь процесс. К сожалению, воск невозможно нанести равномерно, если на поверхность перед этим не нанести слой грунтовки.
  • Существуют также комбинированные составы, поэтому деление на группы чисто условное. На рынке можно найти пропитки, которые поддаются тонированию, а также краски, обладающие защитными свойствами. Отличаются подобные составы эффективностью защиты. Пропитки направлены на то, чтобы защитить древесину, а задача красок состоит в том, чтобы создать красивый вид поверхности. Если необходимо не только защитить поверхность, но и создать привлекательный внешний вид, то лучше сначала воспользоваться пропиткой без тонировки, а после полного высыхания поверхность покрыть краской.

    Применение масла с воском – это еще один пример комплексного подхода к защите деревянных поверхностей. Подобный подход позволяет увеличить срок службы изделий из дерева в несколько раз.

    Вариантов достаточно много, остается только подобрать наиболее эффективный, практичный и долговечный состав, исходя из собственных пожеланий, а также возможностей.

    Технология покрытия

    Технология покраски, а также выбор состава зависит от характера помещения. Если помещение «сухое», то возможно использование краски любого типа, лишь бы она соответствовала декоративному виду поверхности. Как правило, вагонка используется хорошо высушенной, поэтому ее необязательно пропитывать защитными материалами. Вагонку такого качества красят только с одной стороны, оставляя тыльную сторону не крашеной.

    Красят каждую дощечку вагонки отдельно

    В случаях, когда планируется облагородить вагонкой не отапливаемые помещения или влажные помещения, в том числе и балконы, то лучше ее сначала пропитать защитным составом, покрыв ее двумя слоями такой пропитки. После этого необходимо оставить вагонку на время, чтобы пропитка полностью высохла. Только ее затем можно покрывать составами, придающими привлекательный декоративный вид. Очень важно во влажных помещениях покрывать пропиткой также места срезов, при этом не нужно ждать, когда вагонка высохнет.

    Следует обратить внимание на еще один важный момент, который многие игнорируют. Чтобы получить высокое качество покрытия, необходимо каждую панель вагонки обрабатывать отдельно. При этом ее сначала необходимо обработать наждачной бумагой, отшлифовать, покрасить и высушить. В таком случае помещения облагораживаются уже окрашенной вагонкой. Только так можно достичь качественной поверхности, однородной по цвету, не зависимо от угла зрения.

    Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно

    Если сделать все наоборот и красить поверхность после монтажа вагонки, то могут появиться не закрашенные места из-за сложности поверхности, не говоря уже о том, что подобную поверхность сложно подготовить. Такая покраска оправдана лишь в том случае, если поверхность обновляется. Процесс обновления зависит от качества покрытия, а также интенсивности ее эксплуатации.

    Правильная технология покраски состоит в следующем:

    • В первую очередь вагонка сортируется и проверяется на целостность и качество панелей. Следует отбраковать выгнутые, покореженные или треснувшие доски, при этом на бракованной вагонке можно экспериментировать, подбирая цвет, количество слоев, технику нанесения и последовательность нанесения слоев.
    • Подходящие по качеству панели необходимо отшлифовать до гладкого состояния. Наиболее качественную поверхность в данном случае можно получить, вооружившись шлифовальной машинкой, хотя можно воспользоваться обычным деревянным бруском, с закрепленной на нем наждачной бумагой, если работы немного. Следует отметить, что обрабатывается только лицевая сторона панелей, а тыльная сторона остается такой, как есть. Подбирается наждачная бумага с зерном 250-280.

    Работать удобнее шлифовальной машинкой

  • Затем приступают к нанесению состава, вооружившись кисточкой или валиком. Каждый состав характеризуется своими параметрами, которые указаны в инструкции по применению. В инструкции также указывается, чем лучше наносить состав – с помощью кисточки или с помощью валика. Главное – это добиться равномерности окраски поверхности, добившись однородного окраса.
  • Следующий этап заключается в том, что поверхности дают высохнуть.
  • Если необходимо, то после высыхания вагонка шлифуется еще раз, перед нанесением следующего слоя, представляющего покрытие на основе укрывистых красок и лаков. Первый слой может поднять ворс древесины, в результате появляется характерная шероховатость, которую нужно убрать.
  • После нанесения второго слоя вагонка опять сушится до полного высыхания, при этом необходимо руководствоваться инструкцией.
  • Чем больше слоев, тем качественнее поверхность, хотя количество слоев зависит от многих факторов, в том числе и от характеристик самого состава. Как правило, краски наносятся тонким слоем, с минимальным количеством краски на кисти. Что касается всевозможных пропиток или грунтовок, то здесь действуют, наоборот, покрывая поверхность толстым слоем, поскольку древесина такие составы впитывает в себя, после чего на поверхности остается тонкий слой защитного материала.

    Зачастую, при нанесении краски остаются слабо закрашенные участки. Это не является свидетельством плохой краски, а относится к особенностям древесины, которая не отличается одинаковыми характеристиками по всей поверхности: в некоторых местах краска впитывается лучше, а в некоторых – хуже, что зависит от плотности древесины. Чтобы получить качественную поверхность, перед нанесением декоративного слоя наносится слой (или несколько слоев) грунтовки. При необходимости поверхность шлифуется, а затем наносится краска.

    На видео можно увидеть, как равномерно наносится лазурь, масло или воск на поверхность.