Какой фундамент лучше для каркасного гаража?

Фундамент для каркасного гаража

Каркасная постройка считается наиболее удобным вариантом для обустройства гаража. Среди её достоинств – простота монтажа и возможность выполнить работу своими руками за относительно короткие сроки. В то же время перед мастером встаёт важный вопрос – какой фундамент под каркасный гараж лучше. Поэтому стоит рассмотреть, что необходимо учесть перед началом строительства, и какие подготовительные работы нужно провести? Важно знать правила закладки основных типов фундамента.

Что следует учесть на этапе планирования гаража

Чтобы постройка служила как можно дольше и при этом не требовала дополнительных вложений на реконструкцию или реставрацию, необходимо продумать основные моменты закладки основания ещё до начала строительства.

Во-первых, требуется исследование типа грунта. Так, на песчаной почве можно применить практически любой тип фундамента, а вот на нестабильных грунтах требуется заливка такого основания, которое будет активно противостоять силам пучения.

Из-за сравнительно небольшого веса каркасной постройки под гараж, специалисты не рекомендуют применение столбчатого основания ни на каком грунте.

Во-вторых, важной частью проектирования считается анализ расположения уровня грунтовых вод. От этого параметра зависит методика выполнения гидроизоляционного слоя.

В-третьих, на большей части территории России грунт подвергается промерзанию в зимний период и поэтому необходимо точно знать глубину промерзания почв, чтобы установить фундамент ниже этого уровня. Это позволит увеличить прочность постройки. Распространёнными вариантами для фундамента под гараж считаются следующие:

  • ленточный;
  • свайный;
  • монолитная плита.

Строительство каркасного гаража без фундамента возможно, если только для сооружения используются крупные элементы. Также для этого необходимо удостовериться в надежности грунта, сделав его прессовку. Отсутствие фундамента не отменяет необходимости в гидроизоляции нижней части гаража.

Подготовительные работы

Первое, что необходимо сделать человеку, планирующему строительство гаража, это нарисовать план будущей постройки. Для этого необходимо определиться с назначением сооружения. Будет ли оно использоваться только для хранения автомобиля. Или в план стоит включить смотровую яму для выполнения посильных ремонтных работ.

В этом помещении также может быть запланировано размещение подвала для хранения овощей и заготовок, или предусмотрено место для автомобильных запчастей и рабочих инструментов. Все это влияет на размеры.

Если гараж предназначен для одного транспортного средства, то его размеры необходимо спланировать так, чтобы от авто до стены сооружения оставалось не меньше, чем 1.5 м по всем направлениям.

Как только удалось определиться с размерами и внутренним содержанием гаража, остаётся расчистить место под строительство. Необходимо удалить ветки, листья, траву и мусор, которые будут мешать работе. Также снимается и плодородный слой почвы. Главное, чтобы площадка под стройку была сухой, ровной и чистой.

Завершающим этапом подготовительных работ станет разметка периметра будущего строения. Для этого можно использовать верёвку, колья, а для упрощения задачи лазерную линейку и другие приспособления. Большое внимание необходимо уделить углам, которые должны быть строго 90 градусов, иначе стены постройки будут кривыми, что повлияет на прочность и внешний вид сооружения.

Ленточное основание для каркасной постройки

Ленточный фундамент для каркасного гаража является одним из распространенных вариантов для данного типа постройки. Этому способствуют следующие преимущества такого решения:

  • такой фундамент прочный и выдерживает конструкции внушительных размеров и веса;
  • при соблюдении строительных норм он устойчив к деформации и усадке;
  • возможность сделать прочный пол на основе бетонной стяжки;
  • такое основание можно соорудить своими руками.

К недостаткам такого решения относят высокую по сравнению со столбчатым фундаментом стоимость, необходимость привлечения спецтехники и выполнения дополнительных работ, таких как установка и демонтаж опалубки. Кроме того, такое основание можно ставить в определённое время года и только в хорошую погоду. При работах с ним не допускаются низкие температуры и повышенная влажность или частные осадки.

Прежде чем начать строить само здание, необходимо дождаться застывания бетона в течение нескольких недель.

После того как подготовительные работы завершены, по периметру строительства требуется прокопать траншею. Её глубина должна быть ниже уровня промерзания грунта. В большинстве случаев это составляет около 50 см.

Следующим этапом работы будет установка опалубки. Для желающих сэкономить на материалах возможен вариант использования простых досок из дешёвой древесины. Для более дорогого строительства опалубку можно купить или арендовать.

На дно траншеи укладывается подушка из песка и щебня. Следующим слоем будет гидроизоляция. При необходимости будущий фундамент можно армировать, а затем в подготовленную траншею предстоит залить бетонный раствор. В процессе работы смесь необходимо утрамбовывать при помощи специальных инструментов.

После, конструкцию оставляют до застывания бетона. Предварительно фундамент требуется накрыть плёнкой и периодически поливать, чтобы избежать пересыхания верхнего слоя бетона.

После того как конструкция достаточно застыла и опалубка демонтирована, требуется проверить полученное основание на прочность. Во-первых, его горизонталь должна быть везде ровной. Максимально допустимый перепад составляет 1 см. Если где-то замечена ошибка, её исправляют путём наложения цементного раствора на более низкие участки ленты, чтобы выровнять поверхность. При этом используемая смесь требуется на порядок гуще, чем залитая в опалубку.

Во-вторых, все углы должны быть 90 градусов. Все обнаруженные отклонения от нормы требуется срочно исправить и только после этого можно приступать к обвязке фундамента и возведению гаража.

Другой вариант изготовления ленточного фундамента для гаража можно увидеть в следующем видео:

Монолитная плита для каркасного гаража

В редких случаях для каркасного гаража может быть использован монолитный фундамент. По сравнению с ленточным, его отличает большая прочность на ненадёжных грунтах и устойчивость к деформации и нагрузкам.

К недостаткам такого решения относят более высокую стоимость, необходимость спецтехники, большой объём работ и срок заливки основания.

Монолитное основание под гараж

Кроме того, монолитный фундамент требует более тщательного планирования. Так, если по завершении работ над гаражом владельцу захочется дополнительно соорудить смотровую яму или погреб, это будет невозможно.

При заливке монолитного фундамента порядок работ напоминает изготовление ленточного, только вместо траншеи по периметру гаража потребуется выкопать котлован. Затем устанавливается опалубка, на дно укладывается песчано-щебневая подушка и слой гидроизоляции. Установка арматуры в этом случае является обязательной. Важной частью работы будет заливка и утрамбовка бетона.

На заливку монолитной плиты требуется много времени и сил. Если процесс не был завершен в течение одного дня, фундамент требуется накрыть гидроизоляционным слоем. Продолжить работу следует не позже, чем через 12 часов. Если срок упущен, возобновлять заливку фундамента можно только через 5 дней.

Поскольку для такой конструкции требуется большее количество материала, на его застывание уйдёт больше времени. В течение всего периода за процессом требуется следить, периодически увлажняя верхний слой. По окончании периода, когда происходит застывание слоя, остаётся только снять опалубку, засыпать образовавшиеся щели грунтом, выровнять основание по горизонтали. Удобством такого решение является отсутствие необходимости заботиться об обустройстве пола, если нет нужды в его дополнительной теплоизоляции.

Свайный фундамент для гаража

Свайно-ростверковый фундамент придаёт особую прочность сооружению, построенному на зыбких грунтах. В случае с обустройством гаража такой метод редко применяется. По типу установки различают следующие виды свай:

  • набивные;
  • винтовые.

Первый вариант обязательно требует наличия специальных машин для установки опор. Второй вариант возможно использовать при изготовлении основания своими руками. Для погружения конструкций в грунт будет достаточно усилий 2-3 человек. По материалу элементы фундамента делятся на 3 вида:

  • железобетонные;
  • стальные;
  • деревянные.

Первый тип свай является универсальным, поскольку отличается наибольшей прочностью. Стальные сваи также могут служить достаточно долго, но при условии обработки антикоррозийным покрытием. Деревянные сваи в строительстве малоприменимы ввиду крайне низкой прочности.

Фундамент на винтовых сваях под гараж

После определения размеров гаража и разметки периметра начинается установка свай. Опоры вбиваются или вкручиваются по углам сооружения, а затем по периметру. При этом расстояние от одной сваи до другой составляет не более 1.5 м.

Обязательным условием при установке свай является погружение их в грунт вертикально. Этот параметр проверяется особенно тщательно после завершения работы.

Как только последняя опора оказалась в грунте, необходимо обрезать сваи на одинаковую длину. Ровность основания по горизонтали также следует проверить. После этого полые винтовые сваи заливают бетонным раствором. На верхние их концы устанавливают оголовки. В завершение монтируется ростверк и начинается обвязка свай.

Как оборудовать пол

При использовании ленточного или свайного фундаментов важным этапом работ является оборудование пола. Чаще всего для обеспечения прочности применяют метод цементной стяжки. При таком выборе сначала необходимо оборудовать смотровую яму, выкопав углубление нужного размера и закрепив стены сооружения.

Сначала пол засыпается гравием, который выполняет функцию дренажа. Этот слой требуется уплотнить. Иногда это делается при помощи пресса. При достаточном количестве времени на строительство, можно дать возможность гравию прийти в нужный вид естественным путем, на время приостановив работу. Для следующего слоя необходим песок, который также требует утрамбовки.

Поверх дренажного слоя укладывается гидроизоляция, а затем следует теплоизоляция. Этот этап особенно важен, если работать в гараже предстоит и в зимние месяцы. Перед заливкой цемента устанавливают сварную сетку в качестве арматуры. Для завершения работы остаётся дождаться высыхания раствора.

Читайте также  Прокладка кабеля в каркасном доме

Выбор фундамента под каркасный гараж зависит от типа грунта и особенностей сооружения. Специалисты чаще рекомендуют использовать для подобных конструкций ленточный фундамент. Здесь применимы свайные основания или монолитная плита. Независимо от выбора главное, соблюсти технологию обустройства фундамента, чтобы построенный гараж прослужил, как можно дольше.

Выбор типа фундамента при строительстве каркасного гаража

Каркасная конструкция зданий различного назначения, является легким сооружением, которое не требует строительства сложных и материалоемких фундаментов. К таким сооружениям относятся и гаражи каркасной конструкции, вне зависимости из какого материала выполнен каркас (профильная труба, пиломатериал, ЛТСК конструкции).

Виды фундамента под каркасный гараж

Фундамент под каркасный гараж

Фундамент под каркасный гараж может иметь следующую конструкцию:

  • Ленточный. Обычно используется при строительстве капитальных строений с глубиной заложения ниже уровня промерзания в регионе строительства. Для легких конструкций – применяют ленточный, мелко заглубленный фундамент.
  • Столбчатый. В своей основе предполагает устройство железобетонных или кирпичных столбов. Столбы располагаются по углам строения, в местах прохождения стен и иных конструкций, а также в иных местах, в зависимости от геометрических размеров строения.
  • Свайный. В зависимости от типа свай (железобетонные или винтовые), применяются различные технологии по монтажу последних. Это забивка – для ж/б конструкций и завинчивание – для металлических винтовых свай.

Как уже писалось выше – каркасная конструкция, это легкая конструкция, поэтому вполне допустим вариант строительства каркасного гаража без фундамента. Это, правда, сопряжено с определенными рисками (сезонная деформация конструкции, воздействие ветровых и снеговых нагрузок и т.д.), но, тем не менее, такой вариант строительства каркасного гаража своими руками вполне возможен.

Тип фундамента определяется на стадии проектирования гаража, составления плана и выполнения предварительного подсчета потребности материалов и их стоимости. Для того чтобы правильно сделать выбор, необходимо изучить достоинства и недостатки каждой конструкции, потребность в материалах и механизмах, а также подсчитать необходимые трудозатраты.

Какой тип выбрать?

У каждого типа фундамента есть свои плюсы и минусы, поэтому каждый застройщик выбирает для себя индивидуально, в зависимости от технических и материальных возможностей, какой фундамент построить.

Ленточный, мелко заглубленный фундамент

Ленточный фундамент под каркасный гараж

Конструкция ленточного, мелко заглубленного фундамента, выглядит следующим образом:

  • Низкая, по отношению к нормально заглубленному типу, стоимость материалов и работ;
  • Не продолжительные сроки выполнения работ;
  • Простота выполнения монтажных работ;
  • Отсутствует потребность в использовании специальной техники;
  • Обладает запасом несущей способности, при дальнейшем строительстве легких конструкций;
  • Не возможность устройства на пучинистых грунтах;
  • Подверженность негативному воздействию близко залегающих грунтовых вод.

Строительство фундамента, данной конструкции, выполняется в следующей последовательности:

  1. Определяется ширина ленты фундамента. Данная величина выбирается застройщиком индивидуально, в зависимости от размеров гаража и финансовых возможностей.
  2. По периметру гаража роется траншея. Ширина траншеи больше ширины ленты фундамента на 200 мм, глубина траншеи – 500 мм от поверхности земли.
  3. Из пиломатериалов изготавливается опалубка сооружаемого фундамента. Нижний край опалубки должен быть ниже поверхности земли не менее чем на 100 мм. Верхний край – определяет размер ленты фундамента и находится над поверхностью земли на высоте не более 700 мм. Верхний край опалубки монтируется в горизонтальной плоскости, для этого используется строительный уровень, нивелир или теодолит.
  4. В траншею засыпается песчано-гравийная смесь либо песок, крупной или средней фракции. При его укладке выполняется послойная трамбовка. Толщина слоя трамбования – 200 мм. Во внутренне пространство опалубки ПГС не засыпается.
  5. Внутри опалубки монтируется арматурный каркас. Соединение арматуры выполняется с использованием вязочной проволоки, пластмассовых фиксаторов или кирпича, используемых для подкладки под нижние прутки арматуры.
  6. В подготовленную опалубку заливается бетон марки М250 или М300.
  7. По верхнему слою бетона, после его затвердевания, укладывается гидроизоляция.

Устройство опалубки и засыпка траншеи ПГС могут выполняться в обратной последовательности. Это зависит от желания застройщика.

Столбчатый фундамент

Каркасный гараж на столбчатом фундаменте

Конструкция столбчатого фундамента выглядит следующим образом:

На данной схеме:

  1. Обсадная труба.
  2. Бетон.
  3. Бетонная опора.

Достоинствами данной конструкции фундамента являются:

  • Низкая стоимость, по сравнению с иными, более сложными конструкциями;
  • Не подвержен воздействию пучинистых грунтов и грунтовых вод.
  • Нельзя использовать при строительстве тяжелых сооружений;
  • Не обладает достаточной прочностью к перемещению в горизонтальной плоскости.

Строительство фундамента, данной конструкции, выполняется в следующей последовательности:

  • Осуществляется планировка участка строительства, снимается плодородный слой почвы;
  • Выполняется разметка участка. Отмечаются углы строящегося гаража, места установки ворот и промежуточных столбов. Промежуточные столбы устанавливаются через 2,5 – 3,0 метра между угловыми столбами, на прямых участках периметра сооружения. Выбирается вариант и способ устройства столба. Это может быть:
  1. Обсадная труба – используются металлические или асбестоцементные трубы диаметром 250 – 400 мм и толщиной стенки не менее 25 мм;
  2. Использование деревянной опалубки;
  3. Использование пеноблоков или кирпича.

В зависимости от выбранного варианта устройства столба, выполняются работы по его устройству.

При использовании обсадной трубы:

  • Подготовленные трубы нарезаются. Их длина должна быть не менее 1,5 метров.
  • Изготавливается арматурный каркас. Размеры каркаса определяются исходя из размеров обсадной трубы.
  • При помощи бурильно-крановой машины (БКМ) выполняется высверливание котлованов под столбы, требуемого диаметра.
  • В изготовленные котлованы устанавливаются обсадные трубы, в которые помещается арматурный каркас.
  • В обсадную трубу заливается бетон, при этом используется глубинный вибратор.

При использовании деревянной опалубки:

  • Копается котлован. Работа может выполняться экскаватором или вручную.
  • На дне котлована монтируется опалубка для устройства бетонной опоры. Опора шире столба.
  • В опалубке опоры монтируется арматурный каркас, с таким расчетом, чтобы были предусмотрены выпуски, для крепления к нему каркаса столбов.
  • Опоры заливаются бетоном.
  • Изготавливаются каркасы столбов, после чего они крепятся к выпускам каркаса бетонных полушек.
  • Вокруг смонтированных каркасов столбов монтируется опалубка столбов.
  • В подготовленную опалубку заливается бетон.

При использовании кирпича или пеноблоков:

  • Работы выполняются, как и при использовании деревянной опалубки, до момента заливки бетоном подушек.
  • На верхнюю поверхность подушек укладывается 2 слоя гидроизоляции;
  • Выполняется кирпичная кладка, от бетонных полушек, до отметки высоты фундамента над поверхностью земли. Кладка столбов выполняется не менее, чем в 1,5 кирпича.
  • Выполняется гидроизоляция кладки специальными мастиками или составами.
  • Для создания устойчивости фундамента в горизонтальной плоскости, осуществляется монтаж ростверка. Ростверк может выполняться из металла, дерева или железобетона. Материал выбирает застройщик, в зависимости от материала каркаса сооружаемого объекта.

Свайный фундамент

Свайный фундамент для каркасного гаража

В конструкции свайного фундамента могут быть использованы:

  • Винтовые сваи:
  • Железобетонные сваи:

Данные типы свай различаются по конструкции, геометрическим размерам, способам монтажа и условиям применения.

Достоинства использования свайных фундаментов:

  1. Возможность использования на подвижных грунтах;
  2. Все сезонность выполнения работ;
  3. Возможность устройства фундамента на склоне;
  4. Минимальные подвижки при усадке строения;
  5. Надежность конструкции.
  • Монтаж производится с помощью специальной техники (ж/б сваи) или приспособлений (винтовые сваи);
  • Не рекомендуется при возможных подвижках грунта в горизонтальной плоскости;
  • При повреждении сваи невозможно вычислить ее повреждение;
  • Для ж/б свай, обладающих значительным весом – тяжелый, в физическом отношении, монтаж конструкций.

Как уже было написано выше, каркасный гараж, это легкая конструкция, поэтому вариант устройства свайного фундамента с использованием железобетонных свай – не соответствует типу и характеру постройки, поэтому не будет рассматриваться.

Строительство фундамента, с использованием винтовых свай, выполняется в следующей последовательности:

  1. Осуществляется планировка и разметка участка, как в случае устройства столбчатого фундамента;
  2. В размеченных местах производится ввинчивание свай в слой грунта;
  3. После завинчивания всех свай, с помощью нивелира или теодолита, отмечаются высотные отметки, с таким расчетом, чтобы все головные части свай были в одной плоскости;
  4. По сделанным отметкам выполняется обрезка свай;
  5. Во внутреннее пространство заливается бетон;
  6. На головные части сваи привариваются оголовники;
  7. По оголовникам осуществляется монтаж ростверка. Ростверк, как ив варианте столбчатого фундамента, выполняется из материалов выбранных застройщиком.

Из рассмотренных вариантов устройства фундамента и технологий его монтажа видно, что для того, чтобы сделать правильный выбор – нужно тщательно все изучить и рассчитать, после чего остановиться на той, или иной конструкции.

Фундамент под каркасный гараж — мой опыт

После того, как я построил дом за городом, естественно, вся моя семья стала передвигаться на авто. Авто у меня, авто у жены. Как только дочери исполнилось 18, и она получила водительские права, купили и ей подержанную малолитражку. И вся эта эскадрилья машин стоит во дворе у дома.

Зима прошлого года была достаточно суровой, морозы были далеко за -30 градусов по Цельсию, и стояли почти неделю. Зима этого года превзошла предыдущую и по низким температурам, и по продолжительности морозов. Машины приходилось заводить при температуре в -45С, потому что в наш поселок общественный транспорт не ходит, а на работу ездить все равно надо.

Малолитражка дочери, Ниссан Микра, в такие морозы после ночи заводиться отказывалась. Да и мой Сузуки Гранд Витара заводился с большим трудом. И только Тойота жены продолжала раз за разом заводиться, и возила всю семью в город в самые лютые морозы.

После всех этих упражнений, было решено строить гараж на три машины. Гараж должен быть утепленным и отапливаемым, чтобы исключить необходимость холодного пуска двигателя при экстремально низких температурах.

Параметры гаража описываются в другой моей статье на этом сайте, где я расписываю, почему я стал строить именно такой гараж, и как осуществлялось планирование этого процесса.

Читайте также  Как сделать каркас для ворот из дерева?

Сейчас же расскажу, как я делал фундамент для гаража и почему выбрал именно такой.

Почему я решил строить каркасный гараж

Перед тем, как начать строить гараж, перерыл несколько форумов на строительную тематику и подробно прочитал несколько тем.

Как вариант постройки гаража, думал, что смогу сделать его из следующих материалов:

  • Газобетонные блоки.
  • Керамзитобетонные блоки.
  • Брус.
  • Каркасная конструкция на стальном каркасе.
  • Каркасная конструкция на деревянном каркасе.

В ходе планирования отпали сами собой блочные материалы, под них требуется приличный фундамент, который дорог и требует большого объема бетонных работ.

Брусовой гараж я решил не строить по причине того, что у меня дом из блоков и кирпича, а при таком доме бревенчатый гараж или гараж из бруса смотрится как сарай. Пусть это и утилитарное строение, но о строительном дизайне в целом тоже надо немного думать.

Стальной каркас не стал делать, потому что после расчетов посмотрел на итоговую цифру сметы и несколько минут раздумывал, почему у меня по стоимости гараж выходит почти как жилой дом.

Так что в итоге решил строить каркасный гараж на деревянном каркасе. Дерево каркаса пропитаю огнезащитной пропиткой и буду обшивать гараж профнастилом.

Почему я выбрал именно такой фундамент под каркасный гараж

Далее пришла очередь планировки фундамента под гараж. Фундамент должен был быть дешевым и возводиться быстро. В мыслях было использовать для возведения каркасного гаража следующие фундаменты:

  • Малозаглубленный ленточный фундамент – МЗФЛ.
  • Свайный фундамент.
  • Плитный фундамент.

Эти три вида фундаментов чаще всего используются под каркасные постройки, под жилые дома и надворные строения.

Свайный фундамент отпал по причине его слабой пригодности для гаража. На свайном фундаменте хорошо строить баню или сарай, а гараж требует достаточно мощного пола, по возможности бетонированного, на котором будут стоять автомобили. При этом, пол придется утеплять, а как это сделать при свайном фундаменте, чтобы обеспечить, с одной стороны бюджетность, а с другой стороны возможность прочного основания?

Плитный фундамент устраивал всем, это лучший фундамент под гараж. Плита является основанием для несущих стен, которые выкладываются по линиям ребер жесткости плиты. И в то же время, плита является полом для гаража, на котором стоят автомобили. Если делать утепленную шведскую плиту УШП под гараж, то это, на мой взгляд, самый лучший вариант.

Но мне этот вариант не понравился по бюджету. Так же, как и со стальным каркасом, я полдня смотрел на итоговые цифры в смете. И, в конце концов, расстался с идеей построить гараж на УШП.

Оставался МЗФЛ, который является одним из самых бюджетных вариантов для постройки каркасного строения.

Подготовка участка под фундамент для гаража

У меня на участке очень высокий уровень грунтовых вод – УГВ. Сейчас май, вода стоит в земле, стоит копнуть на 1 штык лопатой.

Потому, чтобы спланировать участок под застройку гаража, пришлось участок предварительно подготовить. Был выбран слой плодородной почвы до коренной глины. Слой совсем небольшой, потому что участок находится на месте бывшего леса. Так что слой всего 10-15 см.

Далее был проложен слой геотекстиля плотности 200, который закрыл всю глину. После этого до уровня земли место под МЗФЛ было заполнено песком, который я проливал водой и трамбовал. Для этой цели лучше всего подходит карьерный желтый песок. Речной серый песок, который намывают из реки, песчинки которого имеют слабое сцепление друг с другом, не годится для того, чтобы быть основанием для бетонных конструкций.

Далее снова шел слой геотекстиля. После чего я насыпал слой щебня фракции 40-80, который поднял уровень гаража над уровнем почвы еще на 10 см.

Теперь участок под фундамент для гаража был готов.

Работы по планировке фундамента

Оставалось решить, заливать ли МЗФЛ или использовать готовые фундаментные блоки. Так как планировалось строить каркасный гараж, то и фундамент под него можно было собрать из отдельных блоков.

В этот момент мне пришла в голову идея использовать в качестве фундамента остатки свай 30 на 30 см, которые можно было купить на строительстве многоэтажного дома. Сваи забивают в грунт на разную глубину, а затем обрезают до нулевого уровня будущего дома.

Можно договориться с прорабом и купить сваи прямо на строительной площадке. Что я и сделал. И стал обладателем десятка свай длиной от 2,5 до 4,5 метров и площадью торца в 0,09 кв.м.

Таким образом, я сэкономил на бетоне, на арматуре, на опалубке. Сваи укладываются торцами друг к другу, а торчащие концы арматуры свариваются. После этого промежутки между сваями бетонируются по месту.

А посмотрите, какая арматура используется в сваях под многоэтажный дом. Мне бы и в голову никогда не пришло использовать арматуру 22 в фундаменте под гараж. Так что запас прочности приличный.

Теперь мой сосед шутит, что у меня «не пойми что» – то ли МЗФЛ, то ли «неправильный» свайный фундамент, сваи в котором не забиты в землю, а лежат на боку.

Как построить каркасный гараж.

Выбираете энергоэффективные решения?

Обратите внимание на геотермальные тепловые насосы FORUMHOUSE

Геотермальный тепловой насос EU (старт/стоп)

Геотермальный тепловой насос IQ (псевдоинвертор)

Геотермальный тепловой насос IQ (инвертор)

Темы, посвящённые строительству гаражей, теплиц и хозяйственных построек, традиционно вызывают повышенный интерес у пользователей FORUMHOUSE. Сказывается востребованность подобных объектов на участке и возможность их самостоятельного строительства за разумные деньги. Многие начинают строительство большого дома с малых архитектурных форм — и руку можно набить, и силы свои проверить.

Наш портал уже рассказывал, как построить бюджетную и функциональную бытовку. В сегодняшнем материале мы расскажем, как построить на деревянных столбах каркасный гараж своими руками на примере пошагового описания истории участника портала с ником Alano.

Как построить каркасный гараж

Любую стройку следует начинать с проекта. Поэтому, прежде чем начать строить хозяйственную постройку или каркасный гараж своими руками, необходимо определиться с функционалом строения и все тщательно рассчитать. Задаём себе вопросы: сколько машин ставить – одну или две, что будет храниться, нужно ли оставить место под станки, гаражные инструменты, стройматериалы и т.д. Отсюда: двигаясь от общего к частному, т.е. конкретным узлам, мы переходим к расчёту размеров строения. Интересен ход мыслей Alano.

Я решил построить гараж, в котором будет храниться садовый инвентарь, строительные материалы, инструменты, станки и т.д. Т.е. гараж предполагается больше использовать не для автомобиля, а как мастерскую.

Разобравшись с требованиями к функционалу строения, Alano перешёл к расчёту размеров и конструктива гаража. Соорудить его он решил по каркасной технологии, как оптимального способа строительства в одни руки. Ширину и длину: 6000х7700 мм, и высоту в 3000 мм пользователь высчитал так.

Длина стандартного пиломатериала – 6 метров, а значит, приведя ширину каркасного гаража к этому размеру, мы упрощаем строительство и делаем его более дешевым, т.к. не нужно сращивать стропила и обрезать их. Длина гаража в 7 метров позволит без труда хранить шестиметровые доски и металлопрокат в виде уголков, труб и т.д. Но оказалось, что выбрав такую длину, придётся резать металлочерепицу. Чтобы уйти от необходимости обрезки кровельного покрытия, длину каркасного гаража увеличили до 7.7 метров.

В качестве фундамента каркасного гаража Alano, после долгих раздумий, выбрал деревянные столбы — брус 15х15 см.

Решение закапывать дерево в землю спорное. Оно вызвало среди пользователей, следящих за ходом строительства, дискуссию: сгниёт или не сгниёт брус через 5-10 лет. О том, почему пользователь выбрал такой тип фундамента, мы расскажем немного позже.

Определившись с размерами гаража, я в программе SketchUp набросал его эскиз.

Зимой закупили весь необходимый для строительства пиломатериал:

  • Брус 15х15 см – 2 м³.
  • Доски 15х5 см – 3 м³.
  • Доски 2.5х15 см – 3 м³.

Купили металлочерепицу – 70 кв. м, и водостоки.

Следующий этап — расчистка площадки и строительство фундамента под каркасный гараж.

Возведение фундамента под каркасный гараж

В качестве основания Alano выбрал деревянные столбы, и так объясняет свой выбор:

Я перебирал разные типы фундаментов — свайный, бетонный столбчатый, залитый в рубероидную «рубашку». Думал над винтовыми сваями и т.д. Как мне кажется, оптимальный тип фундамента для каркасного гаража — это прочная монолитная плита, но прежде чем её залить, надо определиться со всеми инженерными коммуникациями. Вода, электропроводка. Делать или не делать смотровую яму. Где сделать водоотвод, чтобы можно было помыть в гараже машину. Где будут устанавливаться стеллажи, станки, верстак. Нюансов много.

Пользователь решил отложить заливку плиты на потом, когда строение будет обжито, и станет понятно, где что ставить и подключать. И только со временем залить плиту, на которую будет опираться деревянный каркас гаража.

Читайте также  Каркасные строения из дерева своими руками

Процесс подобной переделки наглядно демонстрируют следующие картинки.

Alano решил пробурить шурфы, вставить в них брус и залить его бетонным растовром. Затем обвязать брус досками, врезать укосины, сделать стены и смонтировать крышу, чтобы далее вести все работы не под открытым небом.

Также пользователя привлекла скорость возведения и бюджетность выбранного им фундамента. На его возведение ушло около 6 мешков цемента и 13 метров бруса, пропитанного антисептиком. По деньгам по расчетам вышло — 3500-4000 руб.

Схема ниже показывает, как выглядит такой фундамент.

Разобравшись с особенностями фундамента, можно начинать его сооружать. Для удобства всё строительство каркасника разбито на ряд последовательных шагов. Чтобы построить каркасный гараж своими руками, необходимо:

  • Расчистить площадку под будущую постройку и выравнять участок.
  • Произвести разметку фундамента. Для этого натянуть шнурку по периметру строительства. В качестве шнурки пользователь выбрал полипропиленовый шпагат белого цвета, который он натянул по горизонту, используя лазерный уровень.
  • Предварительно разметив основу гаража, промерить все стороны, диагонали и контровать прямолинейность углов, иначе фундамент может получиться в виде неравнобедренной трапеции.

Фундамент под каркасный гараж – виды, критерии выбора, особенности конструкций

Одним из вариантов решения проблем по хранению личного автомобиля является устройство гаража по каркасной технологии. Возрастающая популярность такого метода строительства обусловлена быстротой монтажа конструкций, который может осуществляться в любое время года, и сравнительно малыми финансовыми затратами. Постройки подобного предназначения обычно не требуют утепления стен и внутренней обшивки помещения. Тем не менее, даже столь облегченные строения нуждаются в качественном и надежном основании. Фундамент для каркасного гаража должен учитывать соответствие типа возводимой опоры с весом наземной части, наличие или отсутствие смотровой ямы, а также особенности грунта на строительном участке и глубину залегания подземных вод.

Виды фундаментов под каркасный гараж и критерии их выбора

Гаражи, построенные из кирпича, шлакоблока или стеновых панелей из железобетона, требуют возведения массивных оснований, способных выдержать значительный вес строения. В отличие от них, легкие каркасные конструкции предоставляют возможность устройства мелкозаглубленных фундаментов, позволяя существенно сэкономить на приобретаемых строительных материалах. Основными видами таких фундаментов, наиболее подходящими для строительства каркасного гаража, являются:

  • плитный;
  • ленточный;
  • столбчатый.

Несмотря на то, что подобные сооружения не нуждаются в сверхпрочном основании, при его выборе требуется серьезный и ответственный подход. При этом следует учитывать:

  • рельеф выбранной площадки;
  • характеристики грунтов в месте застройки;
  • определение уровня залегания подземных вод;
  • линейные размеры, толщину стен и общую площадь будущего строения.

Совокупность данных сведений поможет подобрать оптимальный и экономичный вариант фундамента под каркасный гараж. Например, для песчаных почв глубина закладки ленточного основания может составлять не более полуметра, так как такие грунты не удерживают влагу и, следовательно, не подвергаются влиянию сил морозного пучения. Низинные участки с высоким влагосодержанием требуют глубоко залегающего фундамента, который располагается ниже уровня промерзания грунта. Точно рассчитать и определить вид основания могут только специалисты при проведении геологического анализа на строительной площадке.

При выборе того или иного вида фундамента следует обратить внимание, предусматривается ли в гараже смотровая яма, погреб или подвальное помещение. Стоит помнить, что их устройство невозможно при возведении плитных оснований.

Внимание! Многие автолюбители при оборудовании гаражей дополнительными подземными помещениями отмечают негативное влияние создаваемого ими микроклимата на сохранность автомобиля.

Немалое значение для любого вида фундамента имеет продуманная система водоотвода, предназначенная для того, чтобы не допустить проникновение избыточной влаги от природных осадков в виде снега или дождя под его основание. Организация водостока возможна несколькими способами, наиболее эффективными из которых считаются дождеприемники и отводящие воду желобы, расположенные в грунте по периметру гаража. Сооружение водоотвода особенно важно для строений со смотровой ямой или погребом.

В любом случае, выбор вида основания под возводимую конструкцию напрямую зависит от предполагаемых финансовых затрат. Однако стоит понимать, что чрезмерная экономия на фундаменте под каркасный гараж, в дальнейшем может дорого обойтись его владельцу.

Плитное основание

Целесообразность устройства данного вида фундамента обусловлена, прежде всего, наличием высокого уровня грунтовых вод в сочетании с пучинистыми грунтами. Плитное основание, располагаясь под всей площадью постройки, защищает ее от неравномерных просадок, что помогает избежать деформации всей возведенной конструкции. Подобные фундаменты выполняются из:

  • монолитного железобетона;
  • сборных элементов.

Дорожные плиты наилучшим образом подходят для устройства основания под легкий каркасный гараж. Основное преимущество их использования состоит в минимальных временных затратах, требующихся при возведении основания. Несмотря на сравнительно высокую цену, значительно сэкономить здесь можно на земельных работах и материалах, необходимых для сооружения опалубки. Но при укладке плит потребуется привлечение тяжелой строительной техники, что является недостатком.

Не стоит забывать, что поверх уложенных дорожных плит следует выполнять выравнивающую стяжку из цементно-песчаного раствора!

Монолитную железобетонную плиту под будущий гараж изготавливают непосредственно на площадке. Довольно простая технология позволяет выполнять такие основания самостоятельно. Процесс включает в себя следующие основные этапы:

  • выравнивание и разметку участка;
  • выкапывание котлована на глубину, соответствующую расчетной толщине плиты;
  • сооружение опалубки по периметру заливаемой площади;
  • формирование дренажной песчано-гравийной подушки;
  • укладку гидроизоляции и утеплителя;
  • армирование подготовленного основания;
  • заливку бетоном.

Так как фундаментная плита является одновременно полом гаража, который должен выдерживать определенную нагрузку от веса автомобиля, следует ответственно отнестись к выбору марки заливаемого раствора. Но прочный бетонный пол далеко не всегда бывает экономически оправдан, так как монолитная фундаментная плита требует расхода большого количества строительных материалов. С этой точки зрения, для каркасной конструкции гаража гораздо более выгодным станет возведение ленточного фундамента.

Особенности ленточного фундамента для каркасного гаража

При выборе данного вида основания следует обратить внимание, прежде всего, на особенности и состав грунта на участке. Под небольшой и легкий гараж на слабопучинистых почвах вполне можно обойтись закладкой малозаглубленного фундамента в 50-70см. На грунтах, подверженных значительному морозному пучению, придется сооружать прочное заглубленное основание. Его параметры рассчитывается на основании данных о глубине промерзания грунта, которая различна для каждого региона. Они зависят от выбора строительных материалов для постройки, а также планируемой толщины стен.

Ленточный фундамент представляет собой единую монолитную конструкцию, расположенную по периметру строения в виде замкнутого контура. Основания под гараж выполняют:

  • сборными – из бетонных блоков;
  • штучными – из бутового камня или кирпича;
  • монолитными – заливаются непосредственно на площадке.

При выборе строительных материалов для фундамента необходимо учитывать, что каждый из них имеет свои характерные особенности, от которых зависит надежность всего строения.

Ленточный фундамент из сборных железобетонных блоков имеет практически неограниченный срок эксплуатации. Он подходит для любого типа строений и грунтов. Бутовый камень устойчив к различным нагрузкам, не боится влаги и, к тому же, обойдется намного дешевле. Однако его не рекомендуется использовать для песчаных грунтов. Основание из кирпича не отличается долговечностью, так как материал довольно гигроскопичен и разрушается даже при слабом морозе. Такие фундаменты пригодны при условии их мелкого заложения на непучинистых грунтах и при возведении легких гаражей с деревянным каркасом.

Самостоятельное устройство ленточного монолитного основания из бетона непосредственно на участке – наиболее бюджетный вариант закладки фундамента под гараж. Для этого не требуется привлечения дорогостоящей строительной техники, достаточно иметь лишь небольшую бетономешалку. Последовательность и основные этапы работ проводятся аналогично, что и при устройстве монолитной железобетонной плиты. Единственное отличие состоит в конфигурации отрытой траншеи.

После набора бетоном прочности и снятия опалубки, необходимо произвести контрольные замеры, обратив внимание на следующее:

  • перепады высот горизонтальных поверхностей одного уровня не могут превышать 1см;
  • углы изготовленного основания должны быть геометрически правильными.

Несоблюдение этих условий может привести к искривлению и последующей деформации стен гаража из-за перераспределения нагрузок.

Столбчато-ленточный фундамент для гаража

На перенасыщенных влагой болотистых грунтах и склонных к пучению почвах наиболее подходящим будет устройство столбчато — ленточного фундамента. Он состоит из вкопанных в землю столбов и незаглубленной монолитной ленты из бетона, выполняющей функцию ростверка. В качестве заглубляемых столбчатых опор могут использоваться:

  • асбоцементные трубы, усиленные залитым внутрь бетоном и вставленной во внутрь арматурой;
  • металлические трубы подходящего диаметра;
  • бетонные блоки небольшого сечения;
  • обожженный кирпич.

Альтернативным вариантом опорных столбов могут служить винтовые сваи, преимущество которых состоит в простоте установки.

Вначале в предварительно отрытую выемку устанавливаются опоры из выбранного строительного материала, после чего оголовки столбов связываются монолитной бетонной лентой. Сооружение подобных фундаментов производится в два этапа и предусматривает следующую последовательность выполнения работ.

1.Создание столбчатой опоры:

  • подготовка и разметка участка;
  • рытье траншеи в местах расположения ленточного фундамента;
  • бурение скважин или устройство выемок под устанавливаемые столбы;
  • укладка песчано-гравийной подушки;
  • установка и гидроизоляция опор.

2.Устройство облегченного ленточного фундамента:

  • сооружение опалубки;
  • отсыпка подушки из песка и гравия;
  • укладка гидроизоляционных материалов;
  • размещение армирующего каркаса;
  • заливка бетонным раствором.

Так как гараж имеет легкую каркасную конструкцию, столбы допускается устанавливать только по периметру постройки с шагом около 1,2-2,5 м. Больший разброс может негативно сказаться на прочности возводимого строения. Глубина отрытой траншеи под ленточный ростверк обычно составляет не более полуметра.